Школа высшего водительского мастерства

Зима кончается, снег тает — самое время пойти поучиться… Да, да, поучиться правильно ездить по льду. Но, как гласит пословица, лучше поздно, чем очень поздно. Вот я и записался на курс контр-аварийного вождения по программе школы ЦВВМ профессора Цыганкова. Обучение заняло пять дней на полигоне в Нижних Мневниках.

Покатались от души — на площадке и лед, и накатанный снег, и проплешины. Осталось ощущение, что зимой надо ездить аккуратно. Да и вообще… не только зимой. Надеюсь, навыки сохранятся в голове и руках-ногах до следующей зимы. А может, еще придет и запоздалое осмысление…


Время заняться практикой

Еще в прошлом году я прошел курс теории и тренажерной подготовки по программе контраварийного вождения в школе Цыганкова. Время тогда было весеннее и погода уже не позволяла пройти практический курс вождения на ледяном полигоне. И вот только сейчас удалось записаться и пройти практические занятия на льду, хотя, тоже поздновато — в городе зима уже фактически кончилась, применять полученные знания и навыки придется только в следующем сезоне.

Предлагаю читателям ознакомиться с заметками, выполненными по горячим следам и в режиме бортового журнала. Скорее, это памятка для меня самого — старался зафиксировать мысли и эмоции на тот момент, чтобы перечитать их перед следующим зимним сезоном. Публикация не претендует на детальный отчет, но надеюсь, кому-то пригодится.

Базовые навыки первого дня
  1. Разгон без пробуксовки и аварийное торможение с АБС, вписываясь точно в финишную линию.
  2. Преднамеренный снос передних колес автомобиля на змейке с последующим быстрым корректирующим движением рулевым колесом (РК) и медленной постановкой колес прямо.
  3. Занос задней части автомобиля путем поворота РК на 90 градусов плюс работа ручником, прохождение змейки.
Занятие второе, 29 февраля 2012 года

Управление автомобилем в критических ситуациях

Началось с разгона-торможения. Разгонялся без TCM, сначала совсем медленно, но потом успевал дойти до 70-ти км\ч, два раза «переехал»  на пару корпусов, один раз практически при тех же самых параметрах разгона машина встала минус один корпус как вкопанная. Предыдущий день все осторожничали, левое (внешнее) переднее колесо трещало при повороте направо с ручником. Активно трещала система в тот момент, когда я покидал рабочую зону, уже на выходе. Еще один интересный момент: при отключенной антипробуксовочной системе, на старте все равно колеса притормаживались при активной пробуксовке. То есть крутить обороты, давать газ машина дает, но при явной и сильной пробуксовке и при разнице угловых скоростей ведущих колес начинает «душить» самое быстрое колесо.

Затем повторение движения по змейке с преднамеренным срывом передних колес в снос излишним поворотом, сразу же компенсация излишка и плавная установка колес прямо. При этом газ ровный, постоянный. Сначала конусы ставились в ряд, затем зигзагом, все больше отдаляясь друг от друга. После первого же заезда по змейке стало ясно, что никто не умеет ехать по правильной траектории. Совершенно верно! Ни малейшего понимания! Поэтому Владимир показывал правильную траекторию сначала на своем автомобиле, затем мы гуськом проехали «как надо» за ним.  Идти надо гораздо шире, в поворот входить раньше, мимо конуса проходить на прямых колесах, близко бортом к конусам. Все равно не могу почувствовать нормально сам момент срыва передних колес из-за излишнего угла. Нет ощущения что вот машина слушалась, а вот уже сорвалась в снос… То ли из -за электроники, которая все же вмешивается, то ли просто пока не в состоянии адекватно воспринимать все и сразу… Затем, постоянно перекручивал колеса в обратную сторону, не соблюдая методики — нужно резко на небольшой угол, затем медленно до прямых колес. Потому как машина живет своей жизнью и на ее поведение реагируешь «как обычно», а не так как учат, как правильно. К концу второго дня мне удалось НЕ всегда перекручивать руль, пуская машину в занос.

Упражнение с ручником

Повторяли вчерашнее упражнение, один в один. Отличие только в том, что сегодня машину нельзя было доводить до заноса задней оси, это считалось ошибкой. Мне удалось хоть как-то заставить себя НЕ выкручивать руль обратно тут же, как только машина начинала боковое скольжение задом. Это большой прогресс. С траекторией вот что — первые два-три конуса мне удается кое-как попадать в траекторию, потом же ошибка накапливается и к концу я не попадаю никуда. А Инструкторы видят, как правило, только два последних конуса, так как смотрят в сторону уезжающих машин. Итоговый прогресс за день — удалось понять, как реально должна ходить машина в этом упражнении. Пару раз думаю, это даже получалось.  Удалось увидеть на практике, что импульс ручника должен быть немного короче и тут же газ, иначе развернет заднюю часть. И, когда ее разворачивает, не надо трогать руль, достаточно плавно давить газ и машина выправится.

Мой номер — второй

Потом поехали по квадрату на ручнике. Как ни странно, это оказалось даже проще, ибо упражнение более четкое и простое для понимания и воспроизведения — вот вам квадрат, траектория яснее не придумать. Вот и катайтесь по нему, чтобы задницу носило на 90 градусов! Потом сделали треугольники по 120 градусов, тоже ничего особо сложного. Постоянно мне говорили, что поздно даю газ, и его много. Удалось для себя четко выполнять — поворот руля, ручник одновременно со сбросом газа, отпускаем ручник, плавно давим газ, выравниваем колеса. Так вот, видимо электроника тормозит подачу топлива, я ногой даю газ вовремя, но топливо не идет — давлю сильнее — электроника отпускает — в итоге — и поздно и много. Надо попробовать выдернуть предохранитель, либо упреждать с газом, не отпускать его сильно при затяжке ручника. Вообще прикольно, вот что следует из данных бортового компьютера. На трассе мы были фактически 3 часа ровно. За это время я проехал 55 км., средний расход с учетом дороги до автодрома 14,4 литра на сотню. В рабочей зона автодрома ездил в режиме S1-S2, потом перешел на ручное и катался на первой передаче. Будет нормальное видео, я обязательно посчитаю среднее время круга, из чего можно будет прикинуть, сколько же раз мы дергали ручник… я его растянул, это факт!

День третий

Как сказал инструктор — «уже лучше, но все равно двойка». Начали спокойнее, с тех же упражнений, но стали добавляться новые элементы. Итак, разгон-торможение. Разгонялись как обычно, но при торможении нужно было не просто ударить по педали тормоза и наслаждаться скрежетом АБС, а еще и остервенело бить по ней, высоко поднимая ногу. Именно так я и делал, начиная со второго где-то раза и, можно сказать, что машина и вправду останавливалась интенсивнее. Как сказали инструктор, сразу видно правильное аварийное торможение — все четыре колеса блокируются импульсно, останавливая машину. По педали нужно было бить так, как будто я должен ее отломать. Самое близкое движение — резкие удары ногой по баллонному ключу, когда нужно открутить прикипевший колесный болт.

Затем было упражнение на движение по змейке со сносом передней оси. Только сегодня нужно было уже не просто избыточно (тупо) срывать руль в сторону поворота, а делать это на меньший угол, стараясь почувствовать ту грань, где еще есть сцепление между передними колесами и дорогой. Мне не очень удалось понять эту грань, как-то не чувствуется момент срыва колес. Потому как нельзя делать паузу перед корректирующим поворотом РК в обратную сторону -занесет. Забегая вперед, скажу, что на другом упражнении этот «срыв — не срыв» ощущается гораздо нагляднее. Для тренировки работы ручником поделали треугольники, разворачиваясь на 120 градусов. Потом нам усложнили задачу — нужно было развернуться на 180 два раза, вокруг двух конусов в одну строну, затем также два раза в другую. В принципе ничего, но мне плохо удавалось выдержать правильную траекторию — нужно было проехать задним внутренним колесом мимо конуса, а все тело-машинодвижения совершать «где-то там». Сбрасывал газ при активации ручника, а подтянуть машину после поворота удавалось с трудом и большой задержкой — вмешивалась система ESP, блокируя (в том числе) и подачу топлива. Инструкторы говорили, что это было заметно снаружи…

Следующее упражнение было реально «прикольным». Сложно сформулировать как-то по другому.  Инструкторы ставили конусы вразнобой, выстраивая траекторию с разными поворотами. И нужно было уже самому решать — как по ней идти, где применять простое выкатывание, где сносить переднюю ось, а где работать ручником. Трасса менялась каждые два круга. Конечно, мы двигались на небольших скоростях, с кучей ошибок, но в целом уже не было паники и хаотичного дергания руками и ногами. И уже становилось ясно, как эти упражнения формируют навыки, позволяющие проходить произвольную трассу. Очень приятно, я остался очень доволен.

Следующее упражнение мне было знакомо хорошо, я еще со времен зубилы так баловался — зимой, по льду или снегу, разворачивал нос автомобиля, до упора выкручивая колеса в  одну из сторон и давая газу… машину на месте буквально крутило, теперь же нам надо было сделать два полных круга, оставаясь на месте без «якорения» задних колес ручником. Умная электроника пыталась мне испортить все веселье, щелкая реле, хрустя колодками и зажимая мне газ, но в целом движения автомобиля были похожи на вращающуюся стрелку часов. В одну и в другую сторону.. Также очень понравилось мне упражнение на движение по кругу с колесами, повернутыми в сторону поворота. Нужно было выбрать положение колес и газ так, чтобы центростремительная и центробежная силы компенсировали друг друга в режиме сноса передней оси. Вот тут, как мне кажется, удалось немного почувствовать где колеса катятся, а где уже срываются в пробуксовке. Возможно. это упражнение нужно давать раньше, здесь очень простая траектория, почти стабильный угол поворота РК и лишь легкое маневрирования газом. И к тому же очень все наглядно… занимались немного меньше, около двух с половиной часов. И пробег получился скоромнее — не более 40-ка км. В рабочей зоне автодрома покрытие получилось неоднородное из-за небольшого снегопада — где-то чистый лед, где-то более цепкий снежок. И все это очень четко ощущалось при прохождении трассы.

Белая ленточка на 12 часов — значит, колеса стоят прямо!

Заключительный четвертый день

Началось как обычно — разгон и торможение. Все почти попадали в финишную черту, я пару раз не доехал корпус-два. Потом упражнение на ручник — два вида змейки, затем квадраты и треугольники. В рабочей зоне покрытие было совсем разным — где-то талый лед с проплешинами, где-то снег. Поэтому приходилось учитывать время работы ручником — временами получалось даже хорошо. Электроника в машине постоянно прикрывала мне газ и в большинстве случаев я опаздывал с выравниванием авто при выходе из поворота и плохо набирал скорость для следующего маневра. Но в целом — уже лучше.

Далее было новое упражнение — ритмический занос. Нужно было раскачать машину из движения по прямой так, чтобы она рыскала задом из стороны в сторону, наращивая амплитуду, а затем эти небезопасные движения погасить до нуля. Мне было сразу ясно, что умная неотключаемая электроника не даст проделать такие фокусы и оказался прав. Машина сопротивлялась как партизан, хотя я старался — поставив авто в занос ручником, стал быстро крутить руль из стороны в сторону до упора, ритмично открывая газ. Колодки пели как соловьи и, как только я ставил колеса прямо, тут же выравнивали корпус. Все. Впрочем, на дороге это, конечно, очень хорошо, на что и будем рассчитывать в дальнейшем.

И в качестве финального аккорда все студенты под непосредственным руководством инструкторов исполнили полицейский разворот. Я скептически отношусь к полезности подобного навыка, но для общего развития  — почему бы нет?! Набирали скорость задним ходом, по команде включали нейтраль, резко руль в сторону, машину начинало разворачивать, тут же выправляли колеса прямо и … оставалось лишь спокойно ждать, когда авто развернется на 180. Можно было даже не переключаться на драйв и не давать газ — первоначального разгона оказалось достаточно для движения автомобиля по инерции, но уже в штатном режиме, то есть вперед! Ощущения, конечно, волнующие, особенно когда разгоняешься задним ходом до приличной скорости. Упражнение получилось практически у всех и с первого раза, не исключая движущийся экипаж типа Газель. (фу какая гадость). На том курс и был закончен, всем спасибо, все свободны, сертификаты получите в офисе, удачи на дорогах!

Была мысль пройти курс на Фьюжике, ведь там из электроники только АБС. Уверен, я бы выполнил все упражнения на порядок лучше — умная электроника хороша на реальной дороге, когда не всегда оказываешься готовым к критической ситуации быстрее компьютера. Но для понимания реальной физики движения по дороге все эти «примочки» только мешают. С другой стороны, Шкода — моя машина и мне на ней ездить… Ладно, следующей зимой посмотрим, Фьюжик еще получит свой шанс!

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Трэкбэки и Пингбэки:

Яндекс.Метрика