Уфф… Съездили. Погуляли, поныряли… Поездка очень понравилась, несмотря на отвратительные дороги и небольшой инцидент на обратной дороге а Питер. Но об этом немного потом.
Поехали на Фьюжике — ночью с четверга на пятницу в Питер, а потом со всей компанией рано утром в субботу уже до самого карьера, огибая Ладожское озеро с восточной его части, то есть по длинной дороге в 500 км. Вообще в Питер лучше ездить по ночам, дорога практически свободна от ненавистных фур, да и самые проблемные места типа Клина, Сонечногорска и дебильного Вышнего Волочка проскочили без задержек. На дорогу до северной столицы ушло около девяти часов, утренние пробки в городе тоже не беспокоили.
До Рускеала добирались почти семь часов, ужос как долго! Дорога местами прекрасная, там, где покрытие новое или почти новое. Но местами просто ямы как после бомбежки, приходилось снижать скорость до 30-40 км\ч и увертываться от кошмарных выбоин. Плохой дороги, я думаю, километров на 150-200 из вышеупомянутых пятисот. По дороге остановились посмотреть на разрушенную плотину старой финской ГЭС, величественно и очень красиво.
Добрались до места. Конечно устали — рано встали, мало спали плюс дорога… на месте нас уже ждал работающий компрессор и куча баллонов. Кроме воздуха, мне нужны были груза, т.к. своих я никогда не имел — всегда находились добрые люди. Не без труда набрал себе необходимую массу свинца, так что теперь точно прикуплю себе комплект для путешествий на машине в те места, где нет своего дайв-центра.
Еще одна неприятная особенность отсутствия дайв-центра на месте погружения. Все оборудование очень тяжелое. И тому, кто не каждый день таскает снарягу в сборе туда-сюда, да еще по горам (лестницам), приходится непросто, даже если он посещает спортивный зал иногда. Поэтому я не рассчитал свои силы и перед первым погружением сильно вспотел. А под водой замерз частично и понял, что скоро буду хлюпать носом… Погода была жаркая, солнце пекло нещадно, поэтому совсем некомфортно было было готовиться к погружению в сухом костюме и теплой поддеве в 400 единиц.
Первое погружение прошло нормально, хотя я, если честно, ожидал большего от подводной части такого красивого карьера. Народ говорит, что видимость и правда была не очень… По мне, так после Белого моря, смотреть там просто нечего. Согласен, для кейверов там шикарный тренинг — плохая видимость, холодно, затопленные длинные штольни, арки, провал — ну просто идеальное место! Для простых пока еще дайверов, просто «на поплавать» … ну не знаю. Короче говоря, прошли мы с правой стороны карьера на глубине 8-12 метров, из достопримечательностей удалось мне заметить кабину от автомобиля и множество подводных «тараканов». Даже водоросли там не особо водятся…
Как я и упоминал, я немного не рассчитал схему одевания и подготовки к дайву, сильно вспотел и стал подмерзать в районе груди, сколько не поддувался. Ко второму дайву учел ошибки и в воду вошел сухой, только… ээээ…. с незабитым баллоном. Позор! Не проверить давление в баллоне! Сто раз позор, нет мне оправдания. Немного отстав от группы товарищей, на четвертой минуте дайва и семи метрах глубины вдруг понял, что с воздухом как-то не очень. Моментально подергал за манометр — болтается как с нулевым давлением в танке… Ясно, надо как-то всплывать, в такой воде я никого не найду. Спокойно, без паники всплыл, на 3-4 вдоха всегда есть газа в длинном шланге. После чего поплыл по поверхности за новым баллоном.
Усилием воли заставил себя взять фотоаппарат на заключительный дайв. Повторюсь, снимать здесь после Белого моря совсем не было никакого желания. С другой стороны, не зря же я его брал!
Третье погружение было утром воскресного дня, снова при отличной, солнечной погоде. Пошли вчетвером вдоль левого берега, в дальней части карьера прошли под аркой — классное зрелище и впечатляющие ощущения — и вернулись по правой стороне на платформу. На обратном пути на глубине восьми метров я нашел ходовик и шел по нему, так, для прикола. Встретил автомобильный руль, старые рельсы и кучу непонятных труб.
Помимо нырялок, мы прекрасно провели время — прошлись по карьеру пешком, посмотрели провал — там еще лежал снег, а поверхность воды покрывал толстый лед (!) — отлично переночевали в финском коттедже с шашлыками, пивом и баней, запекли картошку и очень душевно пообщались.
Итак, Мраморный карьер — очень красивое место. Мне же показалось, что на поверхности оно гораздо интереснее, чем под водой. Мне лично смотреть на глубине было нечего. В штольни ходить я не уполномочен, да и не умею, двух погружений было вполне достаточно, чтобы составить свое мнение об открытой части водоема.
Не стоит сравнивать с Белым морем, да даже с затопленным слюдяным карьером, где чистая пресная вода и от луча фонаря скалы просто сияют и переливаются золотом! Вот где красота! Здесь же под водой мрамор затянут пленкой, структура не видна, кроме мусора я ничего особенного аутентичного не увидел. Из фотографий даже похвастаться нечем.
Для тренировок и обучения кейверам, видимо, это место будет в самый раз. Есть и куда сходить, и где отточить свои навыки в непростых условиях надголовных погружений. Повторюсь, на суше карьер гораздо красивее. Один раз побывать здесь в рекреационных целях стоит, я же второй раз туда не собираюсь. Ну разве что если соберусь податься в cave-дайверы…
Про обратную дорогу домой написал отдельно, можно почитать здесь.