Курс PADI Дайвмастер

Ура, наконец-то! Сдал практику по курсу по PADI Divemaster, теперь я самый настоящий «недо-инструктор». Обучение начал еще в сентябре прошлого года, прошел бассейн, сдал теорию — и вот только под конец лета удалось полноценно проплавать со студентами и сдать практику.

Настоящий наставник в снаряжении не нуждается!

Не раз слышал мнение, что обучение дайвингу после второй ступени (AOWD) — выброшенные деньги и попусту потраченное время. А если уж пошел дальше Адванса, то надо идти прямо до инструктора. Только так можно, дескать, оправдать потраченные ресурсы. Не могу разделить подобное мнение, впрочем, различные мнения допустимы по этому вопросу.


Курс PADI Divemaster

Вот уж вопрос вопросов… Стоит ли учиться на дайв-мастера? Чтобы стать инструктором и работать в дайвинг-индустрии? Вряд ли… Просто для статуса? Однозначно — нет! А для чего тогда? Сложно сказать в общем, тут каждый решает для себя. Скорее всего, чтобы  стать более дисциплинированным и ответственным. И под водой, и на суше. Хотя бы за себя, а при случае — и за других. Когда становишься профессионалом — а ДМ есть по сути первая профессиональная ступень с личным номером и членскими взносами — то кончается дайверское «детство», начинаешь по другому смотреть на вещи во время погружений. В итоге, после долгих размышлений и консультации принял-таки решение пройти курс. Причем, у опытного инструктора Саши Зыкова, с кем давно ныряю и полностью доверяю.

Первый этап

На первом занятии, сразу после вводной части, занимались сдачей нормативов в бассейне. Обычное плавание по поверхности без снаряжения, как говорится — «в плавках». Исходная задача — проплыть любым стилем без остановки 400 метров. Бассейн в длину всего 25 метров и 16 раз плыть туда-сюда оказалось довольно скучно. Да к тому же на скорость плаваю не особо… В итоге результат соответствующий: между двойкой и тройкой. К слову будет сказано, результат на «пятерку» немного не дотягивает до третьего взрослого разряда…

Второй норматив немного веселее —  продержаться на поверхности, держа голову над водой, в течение 15-ти минут. Последние три минуты руки вытянуты из воды, нужно держаться на плаву нужно только при помощи ног. С этим заданием справились без сильного напряжения. Третий норматив еще увлекательнее — 800 метров (тридцать два переворота!) нужно преодолеть в комплекте №1: ласты, маска, трубка. Без помощи рук, голова в воде, дыхание через трубку. Тут удалось выступить хорошо, пришел секунд на сорок позже отличного результата, в итоге — твердая четверка. Ура, фитнес-тест пройден!

Второе занятие начали с классического норматива из курса Rescue Diver — транспортировка «уставшего дайвера».  Скорость максимальная, дистанция сто метров. Тащили друг друга за баллон, спиной вперед. Тоже удалось показать хороший результат, между «хорошо» и «отлично». Все же бассейн в 25 метров вынуждает делать три разворота, в открытой воде время норматива получилось бы на пятерку, уверен!

Далее самое главное «дайвмастерское» упражнение — под водой требуется поменяться с напарником снаряжением и проплыть так 10-15 метров, дыша попеременно из одного регулятора. Затем тут же  переодеться в «свое»… К обмену предлагалось все, кроме костюма — маска, ласты, компенсатор. Веселенький предполагался перформанс, учитывая тот факт, что у меня моностропа без грузов, а у напарника — стандартный жилет и грузовой пояс… Дополнительное веселье добавлял обмен масками при дыхании из одного источника, ведь без маски и напарника, этот источник видно, так скажем, не особо четко.

Несмотря на нетривиальную задачу, мы отлично справились и с первого раза сдали норматив. Даже осталось время и воздух для повторения упражнения — теперь дышали из длинного шланга, что показалось намного удобнее. На том, довольные и немного уставшие, завершили второе занятие по курсу DM.

Третье занятие посвящалось обучению «третьих лиц». Нужно продемонстрировать навыки из курса OWD, что вроде как несложно. Трудность заключалась в том, что все действия требовалось делать демонстративно, в определенном порядке и с объяснениями, обращаясь к воображаемым студентам. Да уж, уметь самому — это одно, а уметь объяснить, да еще жестами, да красиво и ничего не перепутать — гораздо сложнее. Не обошлось без курьезных моментов, впрочем, по словам инструктора, я показывал навыки хорошо, только порой «протормаживал». Это совершенно нормально, визуализация и повторения помогут закрепить необходимую последовательность движений и через время все будет в порядке.

К слову сказать, я все же потом воспроизвел в голове и записал последовательность действий при выполнении каждого упражнения по шагам, чтобы у меня был четкий алгоритм. Ведь если не начать учить студентов сразу после курса, то все начнет забываться, тут сомнений нет. Список в дальнейшем будет доступен, может кому и пригодится. В учебниках подобной детализации я не нашел, что для меня совершенно необъяснимо.

Аналогично прошло и четвертое занятие — выполняли упражнения #2 из курса OWD, на теоретической части разбор задач по физике дайвинга и проведение брифингов по отработанным упражнениям. Пятое занятие — упражнения №3 OWD, на теоретической части — брифинги по отработанным упражнениям.

Закончив основное обучение в бассейне, получили контрольную работу по теоретической части курса. Вот что сказать про этот этап… Отвратительно! Сразу чувствуется американская система обучения, которая никак не хочет правильно укладываться в моей голове. Подобные ощущения у меня были при подготовке по курсам Microsoft. Вроде и вопросы правильные, но не всегда понятно что спрашивают и ответ выбрать порой очень трудно! Кстати, при последующем разборе ошибок выяснилось, что не все вопросы имеют правильные (корректные) ответы из числа предложенных. Круто… Сдали теорию и тут в прохождении курса наступил значительные перерыв…

Второй этап

По случаю удалось выбрать время и изыскать возможность ассистировать инструктору при проведении обучения по курсу Open Water. Сказать сразу, мне очень понравилось работать со студентами… Рассказывать, показывать, проводить упражнения, да и просто поплавать в бассейне, приглядывая за ребятами. Ученики оказались очень смышлеными молодыми ребятами, все навыки схватывали на лету и показали отличные результаты!

Будем входить в воду «широким шагом» — вперед, ребята!

Кто-то кого-то буксирует, а кто-то просто наблюдает

Также удалось провести занятие с группой новичков в рамках курса DSD, ранее известного как IntroDive. По сути, это пробное погружение с аквалангом в бассейне, доступное абсолютно каждому. После небольшой теоретической части студенты плавают по поверхности с маской и трубкой, демонстрируя отсутствие страха перед водой. И только после подобной проверки они могут погружаться в непосредственном контакте с инструктором. Таким образом, человеку предоставляется возможность просто побыть под водой, подышать из регулятора, обильно пуская пузыри и усиленно работая ластами. Я и сам так начинал, правда, мне посчастливилось еще и на рыбок посмотреть…

Практика

Момент сдачи практических навыков немного затянулся. Потребовалось более полугода, чтобы завершить обучение. В Египет никто не поехал, хотя там получилась бы самая полноценная практика — с глубиной, течениями, волнением на поверхности и прочей атрибутикой. Первый самостоятельный опыт работы с группой я получил в подмосковном дайв-центре «Сычики», что под Можайском.

Шикарный причал! Вот выпустим лишний воздух и «Группа, на выход!»

Группа получилась небольшая, зато вода прохладная, плюс плохая видимость, особенно на глубине. За поездку сделали четыре погружения — и каждый раз возникала какая-то внештатная ситуация со студентами, постоянно приходилось быть начеку! Обошлось, но те выходные еще раз показали мне, насколько непросто и ответственно плавать «не для себя»…

Собираемся кучнее…

И вот в конце августа, в дайв-центре «Садко» под Рязанью, Саша назначил окончательный экзамен! Ребята сдавали открытую воду по курсу PADI OWD, поэтому отрабатывал с ними соответствующие навыки — как в воде, так и на суше. Нужно было нарисовать схему погружения, провести брифинг и пройти с группой по маршруту. Полный цикл помощи инструктору в работе со студентами. Одним  учеников оказался Василий — именно с ним отрабатывали упражнения в бассейне полгода назад. Приятно было видеть уверенную демонстрацию навыков в открытой воде, хоть и прошло достаточно много времени — возможно, в этом была и моя заслуга..

…компасы бывают двух типов — на ремешках и на резинках…

Прау слов на поверхности и под воду!

Теплая вода, отличная видимость, небольшая глубина, красивые водоросли и множество мелкой живности — чем не идеальные условия для спокойных погружений, пусть даже с необходимостью поделать упражнения? Располагая временем, мы без спешки выполнили дневную программу и в завершение расслабленно поплавали вдоль ходовиков, любуясь красотами местного водоема.

Платформа с мотором — вот оденемся и «такси» тронется

Местные пацаны нас явно не ждали…

Во время обязательного ночного дайва прошлись вдоль берега, наблюдая спящую рыбу, дремлющих раков и просто хорошую видимость. По выходу на берег нас ждала «встреча» — традиционный торжественный прием с едой и напитками. Выйдя из воды, нужно выпить небольшую порцию и закусить бутербродом черного хлеба с салом. Не снимая снаряжения, допускается лишь снять маску — такой «обряд» можно нередко наблюдать на сафарийных судах, бороздящих волны родного Красного моря… Забавно, но в сухих перчатках мне выпивать еще приходилось!

Пятьдесят грамм, не более — азот не дружит с алкоголем!

На следующий день ребята упражнялись в ориентировании, нарезая треугольники и квадраты в районе учебной платформы. Раздав задания, мне оставалось лишь контролировать выполнение, барражируя рядышком с планшетом в руках. Без ошибок не обошлось, однако в конце концов, студенты вписались в пределы допустимой погрешности. Располагая воздухом, в режиме свободного плавания прошлись по ходовику, заглянув в холодильник. Есть в водоеме такой предмет — одиноко белеет на дне, без электричества и с камнями вместо продуктов. Пива тоже не оказалось, немного расстроенные, двинули на базу, к платформе…

Игорь демонстрирует мастерское владение «сухарем» на поверхности

В завершение практики выполнили контрольное погружение на локальный рэк (wreck) — вертолет, где в кабине несет свою вахту бессменный Потапыч. Хоть и манекен, но как-то смог обзавестись подружкой, правда, несколько легкомысленного плана… Для приличия «дама» эта одета в потрепанную тельняшку, однако наметанный глаз сразу распознает в ней куклу из магазина для взрослых…

Потапыч с подружкой

До вертолета нас подбросил самодвижущийся плот с мотором и, покрутившись возле рэка на максимальной для этих мест глубине, двинулись по ходовику к берегу, пробираясь сквозь потрясающей красоты заросли водорослей. Вода исключительной прозрачности, рыбки, раки, причудливой формы затопленные деревья… Пройдя вдоль берега к платформе, прямо в воде приняли поздравления от инструктора — ребята с прохождением курса открытой воды, а я — с завершением  обучения на дайвмастера. Уфф, неужели я сделал это?!

С инструктором… Говорим о подопечных, как взрослые!

Вернувшись в город, оставалось лишь оформить бумаги для подачи аппликации в PADI, да сдать денежку на ежегодный взнос. Аллес, теперь можно спокойно ждать карточку, размышляя на тему «Куда уходит (дайвинг)-детство, куда ушло оно?!»

Выводы

Что сказать… Все понравилось — и обучение, и практика. Приятно, что можешь поделится знаниями, пусть небольшим, но опытом. И помочь избежать типичных ошибок в процессе обучения, которые сам совершал в свое время.

Не раз и не два слышал такое мнение: чем больше учишься (и ныряешь), тем осторожнее становишься. И ответственнее — и за себя, и за других, что рядом с тобой. Остается лишь подтвердить подобное мнение… Лично мне дайвмастерский курс прибавил самодисциплины, осмотрительности, а это дорогого стоит. Оглядываясь назад, понимаю — что я раньше мог позволить себе под водой, сейчас уже недопустимо… А по поводу «инструктора» загадывать не будем, поживем — увидим!

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика