Сайдмаунт часть II

Долго выбирал систему, в которой буду плавать. Рассматривал Razor, приглядывался к Stealth, оценил неадекватность цены на DTD Diamond, изучал самодельные подвески типа той, что предлагает Сергей Байков.. В итоге заказал себе крыло UTD Z-Trim Device с подвеской без манифольда. Параллельно прикупил палетту с ручками от DTD, ибо со стальными баллонами без нее лучше не плавать. Вообще, выбор системы — тема отдельной статьи, для меня же окончательным доводом послужила пещерная конфигурация, в которой плавал Владимир Федоров во время недавнего курса Full Cave в Орде.

UTD Z-trim device sidemount
Пещерная конфигурация Владимира Федорова

Большая удача — меньше месяца ожидания и посылка с рулезами в моих руках! Крыло выглядит красиво, сделано добротно, да и по цвету идеально подходит под красный костюм.. Будем не спеша разбираться, что же в итоге я купил?!

UTD trim device sidemount
Сайдмаунт система, как говорится, out of the box
UTD Z-trim device sidemount
Вид со стороны подвески. Стропы явно с избытком…

Первое, что бросилось в глаза — стропа. Очень длинная (не проблема) и очень жесткая (проблема). Очень тяжелая пряжка ремня, да к тому же непонятной конструкции.. Все D-кольца заметно толще стандартных, зачем такие?! Само крылышко маленькое, компактное.. Первая же примерка показала, что с такой жесткостью стропы пользоваться ей будет нереально. Ладно, разберемся, нужно подумать о креплении пресловутого «девайса с ручками» к попе.

Палетта

Прицепить палетту легко, двумя винтиками, как в прошлый раз  — не получится. Можно подвязать веревочкой — либо к стальной поясничной пластине, либо за ремень, но это не наш метод. Будем делать прочно, красиво и без лишних «бантиков». По феншую, как говорится…

UTD Z-trim device sidemount
Примерка. Пока зацепиться не за что..

Вариантов, собственно, немного. Взял кусок обычной хальционовской стропы, отрезал два кусочка. Под рукой оказалась порция незастывшей эпоксидки, поэтому концы строп решил склеить воедино для монолитности конструкции.

UTD Z-trim device sidemount
Можно прогреть феном эпоксидку для лучшего впитывания в ткань

Немного промазав поверхности, сложил отрезки. Чтобы клей не попал куда не надо, обернул стропу целлофановым пакетом. Дополнительно продел другой отрезок стропы, чтобы более точно обеспечить размер «ушек», которыми и будут одеваться на ремень. Подложив пару металлических пластин, зажал конструкцию в тиски и оставил в покое до полного отвердевания.

UTD Z-trim device sidemount
… кладется на верстак, зажимается в тиски, получаются носки!

Наутро достал из тисков замечательные «ушки», почти ничего не пришлось подрезать или подпиливать. Осталось засверлить отверстия под винтики и собрать систему.

UTD Z-trim device sidemount
Болтики с потайными гайками просто незаменимы

Вместо проклеивания стропы ее можно прошить нитками, у меня же такой мощной швейной машинки под рукой не оказалось… Сняв пряжку, одел получившиеся «держалки» на ремень и прикрутил палетту винтиками, оставшимися от мягкой накладки алюминиевой спинки. Все, сидит как родная!

UTD Z-trim device sidemount
Отверстия в стропе после сверления можно оплавить раскаленным гвоздем
UTD Z-trim device sidemount
Палетта, вид с внешней стороны
UTD Z-trim device sidemount
Со стороны лямок

Получилось очень удачно. Довольно жесткое крепление палетты, легко разбирается и остается достаточно места для установки грузовых карманов на ремень.

Крепление канистры фонаря

Какое-то время размышлял — вот куда ее девать?! На ремень, справа, уже не повесишь… Ясно, что на попу, но куда и как конкретно? Пересмотрел кучу картинок — кто крепит на брасовый ремень, кто цепляет карабинами сзади. Кто делает дырки в палетте и прикручивает пластиковыми стяжками.. Мне же нужно было простое, надежное и красивое решение. И оно нашлось.

UTD Z-trim device sidemount
Примерка. Крепить нужно куда-то сюда…

Внимательно осмотрев конструкцию палетты, понял — буду крепить канистру «родными» хомутами. Никакие дырки делать не хотелось, ничего дополнительно нашивать — тоже. В итоге отнес «нажопник» в ближайший металлоремонт, где за 140 рублей тетечка любезно прострочила пару строчек поперек стропы, нашитой на палетту для прочности.

UTD Z-trim device sidemount
Ширина между строчками позволяет спрятать червячки хомутов

Оставалось лишь подрезать строчку по бокам, закрепить нитки и продеть металлические хомуты в получившиеся проушины. Стандартный хальционовский нож, заточенный под отвертку, за пару секунд позволяет снять-прикрепить канистру к палетте. Никаких дополнительных веревочек-резиночек, ничего не болтается и не цепляется. Канистра не прижимает брасовый ремень, хомуты позволяют оперативно подобрать оптимальное ее положение относительно палетты.

UTD Z-trim device sidemount
Идеальное крепление!

Пока остался открытым вопрос с правильной трассировкой провода световой головки. Вопрос важный, ибо в крайнюю поездку мне удалось вырвать провод из герморазъема канистры при неудачной высадке с катера.

Остальные доработки

Купил ровно три метра обычной стропы приемлемой жесткости и сменил все же это «родное» недоразумение. Не поленился, написал Андрею — есть ли особый смысл в такой безумной жесткости?! Ответил — типа, так лучше держится. Ну, не знаю.. Любой костюм протрется моментально, да и комфорта никакого.

Пряжку ремня заменил на обычную, хальционовскую. У «родной» ремень просовывается нестандартно, да и вообще, она какая-то не такая. Нож из комплекта тоже сменил на привычный, проверенный. Также решил убрать лишнюю деталь из верхней пластины подвески, явно предназначавшуюся для крепления Z-манифольда.

UTD Z-trim device sidemount
Вместо этого столбика прикрепил крыло стандартным болтом
UTD Z-trim device sidemount
Болтиков в избытке, остались от снятой мягкой накладки к спинке

Изначально в составе подвески шли такие жесткие резиновые колечки, предназначенные для крепления нижних карабинов (!) баллонов. Насколько я понял из обучающего видео, алюминиевые неподгруженные баллоны в начале дайва крепятся к боковым D-кольцам, а в процессе опустошения их можно перестегивать ближе к животу для компенсации излишней плавучести. Подобным образом должно сохраняться правильное положение баллонов относительно тела пловца.

Мне такой цирк ни к чему, поэтому колечки эти задумал приспособить для более комфортного обращения с банджой. Для начала просто продел в них резинку, чтобы оттягивать банжду за кольцо при снятии-одевании баллона. Потом, чтобы кольцо не убегало и всегда находилось в предсказуемом месте, зафиксировал его куском велосипедной камеры. Снимать-одевать банжду стало удобнее, хотя все равно это есть самый трудный (для меня) момент в СМ-конфигурации.

UTD Z-trim device sidemount
Место крепления кольца подобрал опытным путем

Также показалось, что аварийный клапан сброса давления в крыле оснащен уж больно жесткой пружиной. Гофрированный инфляторный шланг начинает уже раздуваться, а клапан все не срабатывает… Как бы крыло не лопнуло! Поэтому срезал один виток с пружины, вроде стало получше.

Испытания в бассейне или Второе занятие с Мухиным

Имело смысл звонить Валерию только после обретения своего собственного комплекта оборудования. Когда пришел UTD, долго раздумывать не стал. Встретились в бассейне.. Валера опытным взглядом осмотрел конфигурацию, одобрил крепление палетты, грузовых карманов и началась подгонка оборудования.

Тут стоит сказать, что я немного ошибся при заказе в интернет-магазине. Хотел прикупить самые короткие шланги высокого давления для манометров, но заказал низкого, для инфлятора. Менять — пересылка выйдет дороже, решил-таки попробовать приспособить эти шестидюймовые коротыши в систему, авось получится… Забегая вперед, скажу — получилось!

UTD Z-trim device sidemount
Правый баллон с длинным шлангом и поддувом сухаря
UTD Z-trim device sidemount
Левый баллон со шлангом инфлятора

Пару слов про трассировку. Регуляторы разворачиваем ближе к себе, когда ныряем в пещеры. В открытой воде для удобства их можно располагать, вкручивая вентиль по направлению вниз, от себя. Карабины на ремнях, что внизу баллона, располагаем под 45 градусов, как на картинке. Правило применимо к стальным баллонам, цепляемым к ручкам на палетте. Если плаваем с алюминиевыми, неподгруженными и крепим их на поясные кольца, то карабины ставим на три и девять часов соответственно. Длинный шланг собираем под резинку внизу, ближе к телу, чтобы не болтался.

Tank position sidemount
Еще одно руководство как правильно собирать баллоны

Груз, скорее всего, тоже как на картинке. Однозначно на внутреннюю часть баллона. Сами баллоны ставим одинаково вентилями в одну сторону, если вентиля НЕ симметричные (не спарочные). Длину банджи нужно подбирать настолько короткой, насколько позволит комфортность плавания. Регуляторы не должны впиваться в подмышки и при этом прижиматься как можно ближе к телу. В моем случае длину баллонных веревок к карабинам нужно увеличить на 4-5 см, иначе задняя часть задирается и не дает баллону принимать горизонтальное положение.

UTD Z-trim device sidemount
Брасовый ремень стоит подобрать короче, чем в бэкмаунте
UTD Z-trim device sidemount
Полная мимикрия, крыло теряется в складках костюма

Длину плечевых лямок отрегулировал посвободнее, с учетом использования более толстой поддевы. Подвеску оказалось удобно одевать через голову, одновременно просовывая обе руки под лямки перед собой и закидывая крыло за спину. Снимается также через голову: достаточно, положив руку за спину в районе трапеции, потянуть конструкцию вверх за ручку-кожух с эмблемой UTD.

UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount
Видно, что баллонное крепление нужно длиннее, банджу — короче

Плавалось в новой системе просто отлично. Еще раз повторюсь — под водой все кажется проще. Только на фото заметил, что баллон лучше сместить немного ближе к подмышкам и чуть-чуть опустить заднее крепление. При плавании подобные недочеты малозаметны, никуда не заваливает, удобно и комфортно. Может, сказывается недостаток опыта использования СМ? Именно в таких случаях нужен опытный глаз инструктора, который укажет на ошибки и неточности конфигурации…

По итогам испытаний системой остался очень доволен. Нет пузыря на загривке, как в случае с «сэндвичем». Стала появляться мышечная память в руках на предмет отстегивания нижних карабинов от палетты. Длины шлангов низкого давления оказалось достаточно — как для поддува сухаря, так и для инфлятора. Оставалось лишь соорудить петли с карабинами на горловину баллона, да веревочки на нижних ремнях немного подлиннее сделать.

Кстати сказать, в бассейне по просьбе Валерия я выполнил какие-то задания — снял и пристегнул баллоны, немного проплыв с одним. Менял регуляторы, изобразил деление газом, проплыл передом, задом, разворот и так далее. Все получилось без проблем… По выходу из воды меня ждал сюрприз — оказывается, продемонстрированный уровень подготовки позволил Валерию сертифицировать меня как сайдмаунт-дайвера. Круто! Мы, конечно, говорили про обучение, про курс, про карточку, но чтобы прямо вот так.. Вдвойне приятно, удалось СМ освоить экстерном. Видимо, самостоятельные тренировки с «сэндвичем» дали свой результат. Очень приятно, спасибо, Валерий!

Полевые испытания на Спас-Каменке

После бассейна систему обязательно нужно испытать в реальном водоеме. Спас-Каменский карьер для этих целей подходит как нельзя лучше. Собрался, поехал. Наудачу в тот день Леша Сергеев проводил какие-то технические курсы, это он в клубе МГУ преподает курс СМ по ПАДИ. Осмотрел мою систему, поговорили про процедуры входа-выхода из воды, трассировки и так далее. Сверили часы, так сказать. Поговорить со знающим человеком никогда не лишнее!

Дождался своей очереди на баллоны, стал собираться. Двойные вентиля Y-образной конструкции, необходимые при подледных погружениях, для СМ только мешают… Ладно, все ныряют и у меня получится. Стал прикидывать размещение грузов — по одному в маленькие хальционовские на пояс, к спине, а вот на крыле-то как крепить?

UTD Z-trim device sidemount
Грузовая лямка с креплением к пластине

Придумал следующее: отрезал около метра «родной», дубовой стропы. На одном конце раскаленным гвоздем проделал отверстие, другой обрезал полукругом и оплавил. Затем прикрепил получившуюся ленту винтом к пластине, аккурат в место крепления крыла. Как мне казалось, на этой лямке вполне можно разместить пару плоских грузиков по паре килограмм каждый. Свободный конец стропы заправил в отверстия нижней пластины и пропустил в палетту по каналу брасового ремня.

UTD Z-trim device sidemount
Груза позвоночного расположения

Расчет оказался верным — груза прекрасно уместились на спине, во время дайва ничуть не съезжали, не говоря уже о соскальзывании. Забегая вперед, скажу — подобным образом я отплавал девятнадцать дайвов на Японском море, используя один либо два грузика, в зависимости от оставшегося воздуха в баллонах.

UTD Z-trim device sidemount
Одеваемся. Очень жарко… Видны груза на спине.
UTD Z-trim device sidemount
Сам не пойму — где голова, а где.. палетта?!

Самой трудной оказалась процедура одевания и снятия банджи. Можно было попробовать полностью пристегнуть баллоны на платформе и войти в воду боком либо широким шагом. Кстати, Леша Сергеев так и делал, подцепляя свой самосборный Номад на берегу. Зато плавалось хорошо, ровно, хоть и с небольшим перегрузом — баллоны оказались фаберовские, самые тяжелые из 12-ти литровых.

Видимости в то время на карьере не было никакой. Совсем. Метр, не больше. С учетом первого самостоятельного соло-погружения, общие ощущения от пребывания под водой остались «не очень». Неуютно как-то. Непривычно одиноко. Еще и неприятный сюрприз к компьютером..

В общей суматохе не одел боттом-таймер. Первый раз за все время, как купил его. И где-то на десятой минуте погружения, под термоклином, где вода +4 градуса, мой Suunto D6i написал «Low battery» и вырубился. Прекрасно! Глубину не знаем, время не знаем, про давление в правом баллоне тоже не в курсе.. По компасу медленно двинул к берегу, стараясь всплывать вместе с рельефом. Дошел до учебной платформы и остаток погружения провел на небольшой глубине, развлекаясь с остальным исправным оборудованием. На суше Suunto отогрелся и заработал, однако дайв не записал в логбук. Батарейка под замену, хотя нет еще и полтора года аппарату.

Свои баллоны ближе к телу. В прямом и переносном.

Считается, что безумнее покупки собственных баллонов может быть только приобретение личного компрессора. Но меня реально достала ситуация с прокатными емкостями в различных точках Подмосковья. Спарку купить так и не удалось, а сайдмаунтная конфигурация более чувствительная к массогабаритным характеристикам используемых баллонов. Поэтому, опять же при случае, решил прикупить пару десятилитровых стальных танков в хорошем состоянии. Для недалеких выездов — в самый раз, особенно для подледных погружений. В ближайшие выходные сделал боевую вылазку всей семьей на Спас-Каменский карьер, нырнуть в пресную воду и проверить оборудование.

Собственные баллоны хороши еще тем, что можно отказаться от применения нижних ремней, заменив их червячными хомутами. В ближайшем магазине приобрел пару 170-190 мм из нержавейки, правда, сам червяк из обычного металла. Хомуты затянул аккурат возле башмака, вернув на место карабинную веревочку покороче. Никакого более хитрого крепления придумывать пока не стал.

UTD Z-trim device sidemount
Нижнее крепление хомутом. Резинка для шлангов с язычком.

Баллоны Seemann, изготовлены ECS, не самые легкие из дестятилитровых — по весу 11,7 кг каждый, толщина стенок 3,9 мм, под рабочее давление 200 бар. Башмаки снимать не стал, на пол ставить неудобно, а пещеры в радиусе автомобильной поездки пока не обнаружены, разве что штольни Рускеала. Вентили в одну сторону, неспарочные, но ничего страшного, никакого неудобства пока не замечено. Полностью забитые имеют ярко выраженную отрицательную плавучесть, при опустошении до 100 бар становятся заметно легче. Плавается с ними легко и непринужденно, выход из воды по лестнице тоже не напрягает. В начале дайва одевал их в воде, надо будет все же отработать процедуру начала погружения в полностью готовом снаряжении.

UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount
UTD Z-trim device sidemount

Хочется написать пару слов про сам дайв. Пошли на лодке с Сергеей Горенковым (Зима) на домик, он же затопленная насосная станция. Опустились, вода сразу +3 на глубине около 20-ти метров. Видимость исключительная, видать, давно никто не плавал. Покрутились возле конструкций и пошли по ходовику обратно. Глубина уменьшается, видимость все лучше и лучше. Тут я немного расслабился, забыл, что есть на маршруте глубокие и мутные места, даже фонарь выключил.. И тут внезапно не стало видно дна, глубина 13м, 15м, 17м, 19м, а потом даже приборы не разглядеть — только ходовик в руке. Нормальненько, сразу как-то невесело сделалось.

Погружение на Спас-Каменке
Профиль погружения, маршрут от «домика» на Спас-Каменке

Иду первым, в полном «молоке» натыкаюсь на покрышку, к которой привязан ходовик. Видимо, закреплен он не совсем по правилам, теряется непрерывность нитки — стал другой рукой ловить исходящую веревку. Пустячок, а неприятно. Прошли этот участок, опять видимость улучшилась настолько, что удалось разглядеть и изловить небольшую стерлядь. Прикольно.. Вскорости показалась учебная платформа — пришли, значит. В очередной раз прекрасно отработала моя самодельная зеленая поддева, в такой холодной воде ничуть не замерз. Прекрасный тренировочный дайв, и глубина есть, и холод, и потеря видимости. Рекомендую!

Пожалуй, это все, что есть рассказать на данный момент по такой необъятной теме, как сайдмаунт. Продолжение следует, непременно! Если будет что спросить или подсказать, пишите в комментариях, с удовольствием ознакомлюсь.

Update 11/2014

Вполне успешно удавалось размещать груза на подвеске. Два — в кармашки на поясном ремне, два-три на продольной стропе. Но иногда приходилось привязывать куском капроновой ленты еще парочку к специально предназначенным для этого «ушкам». Схема достаточно надежная, ни разу меня не подводила.

UTD Z-trim device sidemount
Привязываем груза за «ушки» веревочкой. Египет 2014.

Однако на недавно наткнулся на альтернативный вариант, предложенный небезызвестным Валерием Мухиным. Фокус в следующем — крепим груза при помощи круглой резинки, связанной в кольцо. Длину резинки нужно подобрать опытным путем. Подробности на схеме — все просто!

UTD Z-trim device sidemount
Крепим груза к стропе на резинку

Подобное крепление представляется мне достаточно надежным, более удобным и быстрым. Себе резинку уже закупил, осталось подобрать длину перед ближайшей нырялкой и проверить идею в деле. Обязательно сообщу о результатах.

Продолжение темы сайдмаунта в третьей части

Сайдмаунт часть II: 13 комментариев

  1. Приветствую. Статьи хорошие, мне понравились.
    Есть пара вопросов.
    Паллета не слишком низко? Не пробовали прямо на поясной ремень прицепить?
    В данном крыле нет кармашков под груза?
    Теперь по бандже. Как я вижу, у Вас банджа идет на стропу под трехщелевую пряжку. Я бы предложил немного другой вариант, который подходит для всех типов баллонов. Убрать трехщелевую пряжку и на конец банджи привязать 1/2″ карабин. В этом варианте пристегивание баллона очень упрощается. Пристегнули нижний карабин на паллету, держите баллон за вентиль (если делать на весу) отстегиваете карабин от плечевого кольца, проводите под вентилем с прикрученной ступенью и обратно на плечевое кольцо пристегиваете. Все очень просто и быстро. Либо есть другой вариант с банджами по типу номадовских с кольцом. Но там усложняется обвязка баллона. Используется стэйджевая обвязка и чекер. Лично мне эта система не слишком понравилась.

  2. Спасибо, Олег!
    По поводу палетты. Хороший вопрос насчет «низковато». Посмотрел другие картинки, вроде как надо, но можно попробовать изменить крепление, подняв повыше. Подумаю над этим.
    Про банджу в курсе, сам делал с карабином в случае с «сэндвичем», решил также попробовать вариант от UTD. C карабином тоже не очень удобно, сейчас пробую поиграться с резиновыми кольцами, есть пара мыслей. Будут новости — напишу.
    Прикупил себе 10-ти литровые стальные на 11 кг, буду проверять на карьере, тоже отпишу, как и чего.

    1. Жду информации!
      Кстати, у 10-литровок стальных 200-барных вроде как задирает жопки по аналогии с алюминиевыми.
      Во-всяком случае у тех, что в нашем ДЦ именно так. И с ними надо применять методы как с алюмишками. То есть цеплять не на паллету а на поясничные кольца с последующим перецеплянием на передние. Ну а если поставить фэншуйные вентиля, то и проблемы с набросом банджи не будет.
      Четности.

      1. Да, забыл написать. Кармашков под груза в моем крыле уже нет, это последняя версия от UTD.

  3. Обновил статью. Поплавал с собственными баллонами в открытой воде, отлично! Насколько они всплывают, до конца понять не удалось — воздуха осталось по 100 бар. Буду еще пробовать, напишу.

  4. На одном баллоне манометр, на другом трансмиттер.. Прикольно. Кстати, я манометры вверх располагаю, в открытой воде так удобнее. Ну а в пещеры я не лажу ))). Сколько грузов берешь с этими баллонами?
    И что за веревочки верхних карабинов? Страхующие, что-ли? Нв фотках немного непонятно, как идет банджа.

    1. Грузов брал на полартековую поддеву — два по 2 кг и один на 2,7 на спину, но это с запасом. Трансмиттер у меня был просто прикручен к регулятору, но раз покупал шланги, то решил и его перевесить. На самом деле, очень удобно, когда смотришь на комп и там сразу все видно. Веревочки для стархующих карабинов, правильно. Банджу просто дергаю из подмышки и оборачиваю вокруг горловины под регуляторм. Это и есть самое большое неудобство, пробовал с карабином — принципиальной разницы нет. Если получится, сделаю видео, надо отработать процедуру.

  5. У меня на визл экстрим плюс с двумя семилитровками 5,5 кг а с двумя десятками добавляю еще 1,5 кг.

  6. «Альтернативный вариант» стянут мухиным из моего поста на тетисе, даже фото мои не потрудился переснять

    1. Ну уж простите великодушно, действительно, фото взял у мухина, конечно же не подозревал о первоисточнике. Как мне исправиться теперь?!

      Можно мне ссылку на тетис, я изменю авторство идеи?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.