ЭСП, МК93, эл.зеркала

Комплексная инсталляция:
модернизируем электрику

Так уж сложилось, что я и М(i)тенька решили помочь собрату-авторушнику Alexey+Safari_093 с установкой дополнительных аксессуаров, не описанных еще на этой страничке. Вот что получилось из этого:

  • Установка штатных ЭСП с заменой механизма
  • Установка зеркальных элементов с подогревом
  • Установка маршрутного компьютера МК-93

Стеклоподъемники

Алексей купил заводские ЭСП с заменой механизма — в точности как штатный стеклоподъемник, только с моторчиком вместо ручки. В комплект входили также гофрированные резинки в двери (страшные и «неправильные»), проводка, кнопки, заглушки в обшивку двери и пластиковые держалки для моторчиков. Неприятно удивило отсутствие крепежа — дополнительных гаек М6, а также инструкции по установке.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Полный комплект. Есть вроде бы все, кроме инструкции по установке (они что, сговорились?) и крепежных гаек М6! Отвратительно! Пришлось ехать за ними в магазин…

Как и предполагалось, установка механизмов прошла легко и быстро, можно даже сказать — незамеченно. Сняли обшивку с дверей и защитные шторки-пыльники, открутили штатные механизмы (7 гаек крепления к двери и 2 болта крепления стекла), вынули их и аккуратно поставили новые с моторчиками. Уплотнители стекол вынимать не обязательно.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Чтобы легче вынуть штатный СП, лучше опустить стекло на 5-7см и придерживать руками. А в это время аккуратно вытаскивать СП через дырку в двери. Собирать аналогично…

Механизм редуктора крепится уже двумя гайками, причем старые отверстия в двери (где была ручка) не используются. Дополнительно на корпус моторчика надевается пластиковый кронштейн и он также крепится гайкой М6 в двери.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Болты крепления моторчиков и кронштейна имеют резиновые втулки-рессоры, которые снижают шум при работе. Поэтому подкладывать под них ничего не надо.

После этого стекла прикрутили на место, протянули провода через уже установленные «правильные» резинки к моторчикам и, после проверки работоспособности, окончательно закрепили все соединения и поставили обшивку на место. Натяжение тросиков и количество заводской смазки показалось вполне приемлемым.

Подключение выполнил полностью аналогично предыдущей инсталляции. Однако пришлось нарастить черный провод — до «земли» на рулевой колонке он дотягивался с трудом. Провод подсветки кнопок идет уже с клеммами «папа-мама», поэтому его просто включил в разрыв цепи подсветки прикуривателя. Основной силовой провод ЭСП хоть и немного тонковат, но менять его не стал…

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Длины проводов, как всегда, в обрез. Справа жгут с разъемом под МК.
Белый провод внизу на заднем плане — подсветка кнопок.

Практически никаких дополнительных регулировок СП не потребовалось, хотя в одной двери при движении стекла сначала что-то щелкало, но потом перестало… Одна из кнопок плохо нажималась — нужно было проверять при покупке. Успешно лечится заменой на новую у продавцов.

Работа ЭСП и процесс установки оставили хорошие впечатления — ИМХО это один из оптимальных вариантов для зубила. По крайней мере, будет не в чем себя упрекнуть — данная модель ЭСП «рекомендована изготовителем»…


Зеркальные элементы

Боковые зеркала с подогревом очень полезная вещь, они намного улучшают обзор во время дождя и снегопада. И совершенно необязательно покупать комплект таких зеркал целиком, достаточно в обычных, штатных зеркалах заменить элементы на подогреваемые. Так и поступил Алексей, закупив зеркальные элементы с подогревом фирмы «Автомирор». А установить и подключить их оказалось довольно просто..

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Вот и весь комплект: два элемента и провода с клеммами. Кстати, правое зеркало немного удаляет объекты. При покупке можно выбрать цвет тонировки…

С обратной стороны зеркала нужно вытащить пластмассовую заглушку, поддев ее отверткой. Затем открутить гайку М8 и вытащить штатный зеркальный элемент. Также со стороны салона снять декоративный треугольник, выкрутить три болта крепления зеркала и снять его.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Кружком отмечено место сверления отверстия под провод.
Какой из проводов пойдет на плюс, а какой на массу — не имеет значения.

Просверлили отверстие диам. 4-5 мм и протянули в него провод, закрепив его изолентой. Протянули провода через внутрь двери, затем через гофру. Один провод (плюсовой) под торпедой в район рулевой колонки, а другой — к массе, вполне подойдут нижние саморезы крепления торпеды. Плюсовые провода нужно соединить вместе — также можно проверить целостность нагревателей, их сопротивление порядка 13 Ом — и подключить к кнопке включения обогрева заднего стекла, зелено-красный провод №9 в колодке.

Но я по просьбе Алексея применил немного другую схему, задействовав неиспользуемую кнопку передних ПТФ. В этом случае часть проводов остается на своих местах, а часть перекоммутируется согласно схеме.

buttons_mirror380

Лучше всего вытащить провода из гнезд №№ 2, 9, 10 и заизолировать их — вдруг потом пригодятся… А разводку выполнить отдельными проводами с клеммами (маленькие «мамы»). Если же нет дополнительных клемм, то подключаться можно прямо к проводам.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Новый зеркальный элемент подключается к клеммам справа, сборка зеркала в обратной последовательности. Клеммы лучше смазать пастой для контактов, а если нет ее — то тогда литолом…

После проверки нагрева (в теплом помещении температура элементов была почти такая же, как у заднего стекла) зеркала собрали и прикрутили на место.


Маршрутный компьютер

Прибор довольно занятный, да и посимпатичнее, чем заглушка в торпеде… В наборе имеется полноценная инструкция по установке и эксплуатации, поэтому я коротко опишу лишь основные моменты — пересказывать мануал не имеет смысла.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Комплект: МК, шланги, 2 датчика, крепеж и проводка. Набор выпуска 1996 года явно «заточен» под установку в НП — есть железные салазки для МК и проводка, не предусматривающая наличие спец. разъема в ВП.

Сначала установил датчик расхода топлива (ДРТ) — место ему за карбюратором, крепится двумя винтам М6. Шланг от бензонасоса к карбу подключается на вход ДРТ, с выхода ДРТ — в карб, сливной патрубок отсоединяется от карба и также подключается к ДРТ. Обратный слив у карба глушится куском шланга с затычкой. Впрочем, все это есть в инструкции…

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Шланг справа — вход, сверху- выход, а слева — обратный слив топлива. К сожалению, хомуты из комплекта оказались БЕЗ гаек, поэтому часть их пришлось заменить на NORMA. Так что проверяйте комплектность!

Датчик скорости (ДСА) металлической частью прикручивается на место троса спидометра в КПП, а сам трос наворачивается сверху. Датчики установлены, осталось подключить — колодка Х2 идет к ДРТ, а Х3 — к ДСА.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

В комплекте ДС с железным штырьком — это хорошо…

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

С тросом спидометра следует поаккуратнее, не следует перегибать — иначе он будет «цокать» под торпедой

В инструкции рекомендуется жгут проводов протянуть под ЧЯ. Ни в коем случае — ЧЯ должен сидеть на кузове герметично. Я решил протянуть провода через резиновую заглушку рядом с тросом акселератора. Правда, отверстие в кузове малО для протаскивания разъемов, поэтому их пришлось снять (просто вытащил клеммы из фишки), а потом поставить на место. Разрез в заглушке обязательно нужно залепить замазкой, иначе вода будет потихоньку течь в салон!

Остальную часть проводки протянул под торпедой — жгуты МК и питания. Сложилось впечатление, что комплект ориентирован на установку МК в НП, т.к. для подключения питания предлагалось использовать цепи кнопки аварийной сигнализации, а не спец. колодка, присутствующая в проводке ВП — это 4-х контактный разъем, болтающийся в районе магнитолы. Но я подключился именно к разъему — оранжевый провод к оранжевому (+12В после зажигания) , красный с черным — к красному (+12B const). Провода подсветки и земли подключил как рекомендовано, в разрыв цепи лампы подсветки рычагов отопления — 2-х клеммовые колодки с проводами черного и белого цвета.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

Смотрится МК на своем месте вполне прилично. Чтобы вытащить его оттуда, нужно нужно тонкой отверткой или лезвием ножа отогнуть вниз защелки в местах, отмеченных кружочком.

Оставшаяся колодка была вставлена в МК и он был вставлен на свое место в ВП. Заработал сразу, ничего дополнительно настраивать не пришлось. Теперь машина стала умнее 🙂

Подробнее про функции МК-93 можно почитать здесь.

Март 2000


В процессе эксплуатации

К сожалению, один из стеклоподъемников вышел из строя в течение месяца с момента установки. Ролик, на который наматывается трос, хоть и сделан из твердого прочного пластика, тем не менее сломался… Алексею пришлось менять весь механизм в сборе.

ВАЗ 2109 :: ЭСП, МК93, эл.зеркала

И такой случай не единичный. Так что я рекомендую хорошо проверять натяжение троса перед установкой, а лучше всего покупать подобные вещи только с гарантией, да подольше.

И с МК все не так как хотелось бы. Датчик расхода топлива заметно подвирает. Наблюдается явная нестабильность в показаниях, особенно на холостом ходу. Известны случаи постоянного выхода из строя этого датчика. К сожалению…

Июль 2000

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Яндекс.Метрика