Октавия RS :: Сюрприз системы контроля давления в шинах (TPMS)

Проколол колесо. На дороге обычное дело, бывает… Обидно другое — автомобильная электроника не сработала. Система контроля за давлением в шинах предательски молчала и покрышка сильно повредилась при езде на спущенном колесе. Хотя проехал совсем немного…

Понятно, что самая надежная и информативная система контроля  — с датчиками в каждом колесе. А если установлен бюджетный вариант, типа TPMS от VAG? Здесь могут быть варианты… Почему не стоит полностью доверять автомобильной электронике, надеюсь, станет понятно.

Еще при заказе машины в автосалоне обратил внимание на присутствие позиции (TPMS)  в комплектации. Как-то больно круто, неужели и правда на Шкоду ставят датчики давления в шинах?! Что-то не верится… это же не Хаммер и не военная техника… Оказалось, что дополнительно на автомобиль ничего не ставят — автопроизводитель нашел более изящное решение.

Идея проста до гениальности. На всех четырех колесах есть датчики системы ABS. Сигналы с этих датчиков — по сути, последовательности прямоугольных импульсов, поступают в центральный процессор. Если спускает одно колесо, то из-за сдувшейся покрышки уменьшается радиус колеса в точке соприкосновения с дорогой и импульсы «побегут» быстрее. «Мозг» автомобиля должен заметить подобное отклонение и подать сигнал водителю. Все просто.

Описание системы из сервис-мануала

К сегодняшнему моменту машину три раза «переобувал» — менял зимние покрышки на летние и наоборот. И каждый раз, выезжая из шиномонтажа, наблюдал загоревшуюся желтую лампочку. Таким образом система распознавала, что я поменял шины и просила откалиброваться, что ли…

Восклицательный значок в горшочке — это и есть сигнализация системы ТРМ

Теперь о происшествии. Выезжая с работы в пятницу вечером, показалось, что что-то неладно с передними колесами. Как будто увеличилось сопротивление на руле при повороте колес… Дорога от офиса до шоссе достаточно неровная и извилистая, распознать проблему из салона автомобиля мне не удалось. Опять же, индикатор TPM не горел, молчал, как рыба об лед. Ну, думаю, значит не так все плохо, сейчас вот доеду до освещенного ровного асфальта, выйду наружу и посмотрю, что к чему.

Остановился. Конечно, ничего особенного — в левом переднем колесе давление «0» (ноль). Съехал с дороги, достал запаску, домкрат, без проблем заменил колесо. Стал рассматривать покрышку на предмет прокола и сразу нашел немаленький боковой порез на внешней поверхности. Интересно, можно ли починить такую неисправность с помощью ремонтного набора для бескамерных шин, которые идут в комплектации некоторых машин вместо запасного колеса?

Жало покрышку-то, износ не более 15% — практически новая

В выходной понес колесо в шиномонтаж рядом с домом. Мастер говорит: «Не, на нож не похоже. Вход у пореза широкий, а выход узкий, корд (нейлоновый) практически не порван. Щас разбортируем, посмотрим.» Снял покрышку, да каааак вытряхнет из нее на землю пригоршню черного порошка! У меня аж глаза на лоб полезли — это откуда!? «Ну как же», — отвечает, «Ты же на спущенном колесе ехал, вот и пожевал, резина-то зимняя, мягкая, так и должно было случиться.» Заглянули внутрь — да, поверхность повреждена, пожевана, хотя я проехал не более трехсот метров на небольшой скорости.

Внутренняя поверхность покрышки, видны повреждения покрытия

Этому мастеру вернуть покрышку к жизни не удалось, поставленная изнутри латка пропускала воздух. Порез надо «варить», делать горячую вулканизацию. Следующий час я провел в интенсивных консультациях с работниками компании РЛД; в итоге же, после тщательного осмотра покрышка была забракована именно по причине пожеванности. Принимая во внимание специфику работы компании РЛД, решил все же дать последний шанс резине и отвезти ее одному знакомому мастеру, обладающему всеми необходимыми знаниями, умениями и инструментами. Этот мастер забраковал покрышку не сразу, а после попытки ее ремонта. Вердикт был таков — боковой порез удалось отремонтировать, однако общее состояние покрышки после поездки с нулевым давлением неудовлетворительное. Типа, не стоит рисковать, лучше выкинуть ее на помойку.

Вот так удалось заварить порез с внешней стороны
Заплатка с внутренней стороны
Заплатка с внутренней стороны

Оказывается, я выбрал хорошую зимнюю резину в свое время! Как приятно это осознавать! Только обратной стороной этой «приятности» оказалось неслабое подорожание Continental ContiVikingContact5 в размере 225/45-R17. Зимой 2011 года комплект обошелся мне дешевле 30 тр., сейчас же не могу найти шину дешевле 10-11 тр за баллон! Зимний сезон кончается, у продавцов только остатки, одну шину в интернет-магазинах вообще никто продавать не хочет, снимут ли эту модель с производства на следующий год — неизвестно. Весело, короче…

На следующий день мне чудом удалось купить с рук новую покрышку за 3500р, она долго ждала своего часа и, наконец, дождалась! Никак не думал, что банальный прокол колеса (хорошо, пусть даже боковой порез) в городе может привести к такой потере времени. Тем более, при наличии штатной системы контроля за давлением в шинах, к которой теперь имеется масса вопросов. Одно ясно — нужно доверять своим ощущениям и не полагаться полностью на электронику. Не стоит лениться, а обязательно проверять состояние шин перед каждой поездкой. Корректное срабатывание системы TPM я еще буду проверять — намеренно подспущу одно колесо и погляжу, загорится ли лампочка… Обязательно напишу про результаты экспериментов. Надеюсь, описанный случай поможет кому-то избежать подобных неприятностей. Так что всем удачи на дорогах!

Октавия RS :: Сюрприз системы контроля давления в шинах (TPMS): 2 комментария

  1. Жаль что не смогли Вам помочь. К сожалению, любая «пожёванная» шина восстановлению не подлежит. Резина, как через вальцы пропущенная между кромкой диска и асфальтом, получает круговое повреждение с нарушением геометрии и расслоением конструкции. «Пожеванные» покрышки с уцелевшим каркасом иногда безвозвратно теряют герметичность – воздух просачивается под нарушенный внутренний герметизирующий слой резины, прорывается между слоями корда и брекера и через микротрещины в протекторе выходит наружу. По большому счету такая шина – «не жилец», поскольку утечка воздуха через каркас свидетельствует о начале ее разрушения.

    1. Да, спасибо за комментарий, все понятно.
      Также ясно, что новая покрышка все же будет надежнее, это удача, что мне удалось купить ее практически даром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.