Шумоизоляция авто:
на этот раз — без паники
Проводить такую широкомасштабную шумоизоляционную кампанию, как в прошлый раз, я не собирался. На мой взгляд нет на то крайней необходимости — на машине вполне можно ездить «как есть», в отличие от «зубила», особенно с ВП. Но в любом случае без акустической обработки кузова и салона обойтись было нельзя, поэтому я прикупил некоторое количество материалов от Стандартпласта и решил применять их по мере необходимости. Я намерено не сообщаю количество закупленных материалов, так как это количество явно приблизительное и не рассчитано для обработки машины целиком.
Материалы
Хотелось бы пару слов сказать по поводу шумоизоляционных материалов. Продукция Стандартпласта стала в целом хуже и дороже. Постараюсь аргументировать.
К битопласту у меня нет нареканий, он отлично показал себя в предыдущей кампании, со временем практически не теряет своих волшебных свойств и исправно выполняет свою функцию.
Визомат не стал лучше, качество клеевого слоя по прежнему не на высоте — материал «плывет», особенно на теплонагруженных и неровных поверхностях. Применял его в крайних случаях для демпфирования ровных пластиковых участков. Наконец-то появился в природе визомат марки МП — серьезная конструкция со слоем фольги. На мой взгляд это очень достойная позиция, но она требует достаточное количество трудозатрат при правильном монтаже, а также почти в 2 раза дороже вибропласта. Стоит задуматься….
Вибропласт заметно потерял в толщине каучукосодержащего слоя (почти в два раза!) с одновременным тотальным почернением. Вместе с тем на лицевую сторону фольги теперь наносится достаточно пафосная надпись «Stp», видимо для придания дополнительных вибродемпфирующих свойств материалу. Так что можно смело утверждать — два слоя «старого» визомата — это три слоя «нового». Но есть и один положительный момент — он теперь проще в монтаже…
«Пенка» и подобные компоненты не претерпели изменений, впрочем, к ним у меня претензий не было.
Еще раз хочу отметить увеличение цены на продукцию СТП, даже с учетом простого соотношения лист/руб. А если учесть уменьшение толщины вибропласта (как основного материала), то работы по шумоизоляцию выйдут еще дороже.
Пришло время устанавливать антенну для автомагнитолы, место выбрал традиционное — крыша. Решил расположить ее сзади, для чего требовалось снимать обивку потолка. Вот и появился удобный случай демпфировать крышу, а то падающие капли дождя издают просто ужасные звуки…
Снял обивку — открутил ручки, солнцезащитные козырьки, зеркало заднего вида, декоративные накладки задних стоек, отсоединил провода от плафонов и температурного блока. Ничего сложно, главное — не испачкать обивку грязными руками. Прямо на железную поверхность крыши наклеил два стандартных листа вибропласта (90 Х 60 см) — один спереди, другой сзади. Так как погода была солнечная, то прогревать феном поверхности было абсолютно излишне, вибропласт прекрасно ложился и так. Оставалось лишь хорошенько его разровнять, что я и сделал деревянной лопаткой.
Далее вырезал из 8-мм «пенки» (ППЭ) два прямоугольника в размер. Собрался их приклеить, но обнаружил полное отсутствие двустороннего скотча. Решил применить единственное, что было под рукой — «жидкие гвозди», тонкими, но частыми линиями нанес их на ППЭ и сразу же приложил пенку к крыше.
Результат превзошел все ожидания — пенка приклеилась моментально, мне совсем не пришлось придерживать ее и ждать высыхания клея. Зафиксировал бумажным скотчем провода и установил обшивку на место. Операция заняла не более часа, включая установку антенны, а результат налицо, достаточно теперь лишь постучать по крыше…
Передние двери
К обработке передних дверей приступил в заключительной стадии работы над подиумами. Чтобы удобнее было работать, я предварительно демонтировал стеклоподъемник, вытащил стекло, открутил электропривод замка двери. Затем внутреннюю поверхность двери оттер уайт-спиритом от заводского антикоррозионного покрытия, а также от пыли и грязи. Штатную нашлепку — квадрат ШИ в середине двери оставил в покое, мне повезло на этот раз: пластина была приклеена нормально, не пузырилась и не топорщилась.
Стандартный лист вибропласта разрезал вдоль на две части и наклеил каждую из них внутри двери. Первая полоса располагалась выше трубы безопасности, вторая — ниже; по краям их пришлось немного подрезать. Погода также позволяла не прогревать рабочие поверхности, поэтому основной задачей было тщательно разровнять вибропласт. С помощью деревянной лопатки это удалось…
На внешней стороне двери я наклеил только один слой визомата, только лишь в область динамика приклеив дополнительно пару кусков в среднем 25х30 см каждый. Насколько это поможет, пока сказать не могу, но хуже быть точно не должно.
Внутреннюю, ближнюю к салону поверхность я решил оклеить изнутри — место все равно пропадает, внешняя поверхность может еще пригодиться… Сделать это одним куском довольно сложно, да и в принципе незачем. Поэтому я отрезал от листа вибропласта плоски шириной 10-20 см и заклеивал поверхность. Не беда, если слои кое-где ложатся внахлест, нужно лишь следить за сохранением функциональности дверных механизмов. Не стоит укладывать вибропласт в местах крепления стеклоподъемника, а вот электропривод замка будет работать в любом случае, сколько слоев под него не подложи…
Безусловно, обработка металлических частей двери на этом не закончена. В дальнейшем я планирую закрыть все «окна» в металл (только не решил пока — чем и как), сверху скорее всего наклею слой пенки, миллиметра в четыре. Там будет видно.
Обивка двери
Почти всю обратную сторону заклеил визоматом. Куски старался вырезать так, чтобы наклеивать их на ровные участки, без нахлестов и перегибов. По периметру, между пистонов также наклеил полоски визомата. Дополнительно между ручкой двери и подиумом уложил фигуру из визомата МП, для усиления. Чтобы легче устанавливать обивку на дверь, места крепления пистонов в пластиковых кронштейнов обмазал черной замазкой, добытой из обрезков вибропласта. Думаю, что пистоны теперь и греметь не будут и обивка должна прочнее держаться.
После подобной обработки обивка значительно потяжелела, особенно после установки подиума, звук от постукивания по поверхности стал значительно глуше. Все это не может не радовать, если бы не одна проблема, и достаточно серьезная. АЧХ салона имеет огромный, порядка 8 децибел горб в районе 125 Гц. И пока не ясно что является причиной: двери, их обшивка, центральная консоль или салон целиком. Причем подобную картину я наблюдал во всех автомобилях 10-го семейства, которые мне довелось прослушать.
Будем искать, выясню причину — напишу. Если есть у кого готовый правильный ответ — присылайте, буду очень признателен.
Июль-Август 2001.
Багажник
При установке нового сабвуфера пришлось задемпфировать металлические поверхности вокруг него. Сняв коврик, наклеил полоску вибропласта шириной 25-30 см за аркой колеса. Оставшийся от стандартного листа кусок наклеил на саму арку. Больше ничего пока наклеивать не стал.
Расход материал составил по одному стандартному листу вибропласта на каждый борт. Так как на улице было уже холодно, то поверхности пришлось прогревать феном. На этом обработку багажника приостановил — не сезон… Продолжение следует.
Ноябрь 2001.
Герметизация дверей
Пластиковая обшивка дверей, хотя она и заклеена изнутри и стала заметно жестче из-за подиумов, все равно сильно играет. Безусловно, она является источником паразитных призвуков, что негативно сказывается на АЧХ аудиосистемы.
Поэтому я решил изолировать внутренний объем двери от пространства между обшивкой и металлом двери, другими словами, попытался закрыть по возможности все технологические отверстия. В принципе, поверхность двери можно было просто затянуть целиковым листом вибропласта (нойзбастера), но я хотел сделать «окна» жесткими.
Найти подходящий для этих целей алюминиевый лист нужной толщины (около 3 мм) оказалось непросто и в итоге мне пришлось вырезать заглушки из очень страшного, местами обожженного и непонятно чем заляпанного корпуса стиральной машины.
Выкройку делал из лиса ватмана, прикладывая бумагу к двери, затем вырезал заготовки. Затем сверлил отверстия под саморезы и с обратной стороны демпфировал металл вибропластом. Все детали выреза сразу по две штуки.
Получившиеся заглушки грел феном по периметру и прикручивал саморезами. Мелкие технологические отверстия просто залеплял вибропластом в виде замазки; там, где заглушка не могла полостью закрыть проем, сверху накладывал кусочки вибропласта.
Конечно, о 100% герметизации речи не идет, но мне удалось защитить обшивку от прямого попадания волны, создаваемая обратным ходом диффузора мидбаса. Не могу сказать что эффект от такой заклейки был очень заметным, скорее я отнесся к подобной операции как к обязательной мере. Можно спорить, оправданно ли применение металлических пластин, ведь многие просто заклеивают поверхность двери (вибро)шумоизолирующим материалом и все… Сложно сказать… Разницу я заметил и о проделанной работе не жалею.
Июнь-июль 2002.