Вместо подиумов:
ни одного видимого изменения
Начало
На этот раз я не хотел делать подиумы. Совсем. По крайней мере, не делать внешнюю их часть. В отличие от «Жигулей», здесь в дверях уже были и динамики, и специально оформленное место куда они крепились. Поэтому для разнообразия в этот раз хотел установить динамик как бы на штатное место, что называется «custom fit». Тем не менее было ясно, что без кардинальной модернизации дверей не обойтись.
Вообще то я заранее знал, что внутренние поверхности дверей в «Октавии» очень хлипкие и что нормально крепить динамики практически некуда. Однако безвыходных положений не бывает, поэтому решил снять обшивку и детально исследовать, с чем же на самом деле придется работать…
Снять обшивку удалось практически сразу. Для этого отвинтил все саморезы по ее бокам, сковырнул накладку ручки водительской двери и затем стал аккуратно, но настойчиво отковыривать саму ручку со всеми кнопками. Когда мне это удалось, я открутил под ручкой три больших блестящих винта и обшивка снялась.
Итак, что мы видим: вызывающий смех сквозь слезы штатный динамик крепится к довольно симпатичному пластмассовому кольцу-проставке замысловатой формы. Это нормально; каков стол, таков и стул, я хотел сказать, что данный динамик полностью соответствует способу его крепления. Здесь нет ни намека на просчет немецких инженеров… Основная же проблема мне виделась в том, что конструкция стеклоподъемника не позволяла использовать динамики с большой установочной глубиной. К тому же внутренняя часть поверхности двери вся в больших окнах — нормально закрепить динамик просто некуда…
Для начала стоило нужно сосредоточиться на усилении крепления динамика, постараться сделать конструкцию как можно жестче. Наличие пластикового кольца в этом разрезе давало массу преимуществ. Да, оно хлипкое, но идеальной формы и правильно крепится. Отсюда задача — максимально усилить кольцо и все что к нему прилегает. Задача непростая, но решаемая.
Фанерные завитушки
Укреплять решил как обычно — фанерой… Хорошей фанерой… Просто замазать все шпаклевкой и сверху залепить шумоизоляцией — не наш метод однозначно! Долго думал и взвешивал, но решил сохранить ножки этого пластикового кольца, хотя это и стоило дополнительных телодвижений. Это грозило лишней морокой с подгонкой фанерных частей, но зато точное положение укрепленного кольца относительно обшивки можно было считать гарантированным.
Применять слишком толстую фанеру счел нецелесообразным, у меня как раз оставался кусок шлифованной березовой фанеры толщиной 12 мм. Методом последовательной подгонки вырезал первый черновой вариант на левую дверь, примерил, получилось вполне сносно. Далее стал наращивать конструкцию не склеивая слои фанеры, что давало возможность вытаскивать кольцо и ставить его на место.
После того как вырезал и подогнал все деревяшки с одного бока, сделал зеркальную копию для другой двери.. Как ни странно, все подошло! Затем заставил себя снять на всякий случай контуры получившихся деталей. Вдруг кому-то повторить, захочется уж больно муторная это операция — «примерь-отрежь». Эпоксидкой склеил деревянные части между собой, причем таким образом, что пластиковое кольцо еще можно было вытаскивать. Это было нужно для того, чтобы иметь возможность собрать дверь, поставить динамик обратно и ездить «не в тишине» до следующих выходных.
Окончательная примерка
Нужно было получить правильное положение пластмассового кольца относительно фанеры. Для этого прикрепил деревянное основное к металлу двери саморезами; кольцо же прикрутил штатными винтами на свое законное место. После чего оставалось лишь зафиксировать взаимоположение деталей сначала саморезами, а затем и термоклеем.
Далее приклеил на место последнюю фанерную часть и замазал смесью ЭДП и опилок все полости между пластиком и фанерой. Также решил для прочности наклеить еще один кусок фанеры, но уже со стороны основания. В этом месте в металле двери все равно раз пустота…
Динамик
Реальных претендентов на место динамической головки было два — Image Dynamics модели CX 64 и Phase Evolution модели Audiophile Six. Первый драйвер совсем не подошел, так как безумных размеров магнит не оставил ему никаких шансов на успешное размещение. Поэтому я остановился на втором динамике, под него и решил делать подгонку получившихся проставок.
Лобзиком расширил отверстие под динамик, затем понес примерять конструкцию в машину. Сразу стало ясно, что без срезания металлических частей внутри двери не обойтись… Прикинул, без явного ущерба для автомобиля могу отрезать часть кронштейна крепления механизма стеклоподъемника. Обычной электродрелью с насаженным отрезным кругом сделал пару пропилов и в области магнита динамика стало немного просторнее…
После подгонки динамика настало время поточнее сопрячь поверхность фанеры с металлом двери. Заклеил малярным скотчем дверь, нанес шпаклевку на фанерное основание, сверху накрыл целлофановой пленкой и привинтил к двери саморезами.
Перед установкой получившиеся конструкции окончательно подогнал, немного подшлифовал и покрасил — оставлять фанеру без защитного покрытия в автомобиле более чем недальновидно. Крепить к двери решил традиционно: сначала жидкие гвозди по всей площади, затем саморезы. Там же, где металл совсем тонкий, решил использовать винты с гайкой М5, которые в красивой коробочке с радостью купил в хозяйственном.
Шумоизоляция
Разумеется, демпфировать внутренний объем двери я начал еще до финальной установки проставок. Использовал для этого новую для меня версию вибропласта от Стандартпласта, теперь его делают на фольге с рисунком в виде вафельного полотенца. Согласен, так от лучше облегает поверхности; у меня ушло приблизительно по два с половиной листа материала на каждую дверь.
Целиком заклеил внешнюю часть двери изнутри, мне было удобнее делать это листами по 40-45 см. Внутреннюю часть тоже оклеил изнутри, куда смог дотянуться, кое-где и по 2-3 слоя. Также по дополнительному слою вибропласта наклеил за динамиком и в центре двери.
После того как я удовлетворился количеством и качеством нанесенного на дверь виброматериала, настал самый ответственный момент — предстояло всю эту красоту затянуть в один кусок материала Noisebuster ISO-3 (ISOLERMAT-3). До тех пор я ни разу с ним не работал, разве что пару раз попробовал поклеить кусочки и поглядеть как они тянутся при нагреве. Правда я уже видел готовые двери, обтянутые этим материалом; тогда мне понравилось как звучит такая дверь. В дополнение скажу, что одного листа мне с запасом хватило на обе двери.
После обтяжки обеих дверей можно было ставить обшивку на место. Приятно, что встала она без проблем, нигде ничего не мешало, что на практике бывает не так часто. Непосредственно перед установкой покрасил черным анигравием внутреннюю поверхность проставки и часть двери позади динамика, большей частью из эстетических побуждений.
Не могу сказать, что это полный комплекс мер по акустической подготовка дверей. Мне пока не удалось ничего сделать с пластмассовой обшивкой двери, а надо, так как ее все же «слышно». Совершенно четко прослушиваются посторонние призвуки, особенно на громкости выше средней, достаточно поставить судейский диск. Но для устранения подобных моментов пока не доходят руки, надеюсь, время и силы все же найдутся.
Выводы
Как мне показалось, по объему и трудоемкости проведенные работы сложнее всех предыдущих «подиумных». Думал, что в этот раз будет попроще, однако бедные на металл двери Октавии не способствуют простоте решений… Впрочем, об этом было известно заранее, поэтому особых сюрпризов здесь не было.
В итоге же я очень доволен своей первой «custom fit» инсталляцией. Двери выглядят как самые обычные, но внутри гораздо более интересное наполнение… Забегая вперед скажу, что мидбас получился отличный, динамики мне понравились — свободно играют от 50 Гц без перегрузки даже на высокой громкости. По качеству это лучший мидбас который мне удавалось получить в своих машинах. И середина здесь есть, хотя и не такая конечно, как в моей предыдущей трехполосной системе.
Лично я очень рад что наконец-то избавился от «штатного» звука, который в последнее время меня просто угнетал. Однако не могу не отметить, что идея повторить подобную модернизацию самостоятельно вряд ли заинтересует подавляющее большинство владельцев аналогичных автомобилей. А вот для энтузиастов автозвука — в самый раз …
Декабрь 2004 — январь 2005
Оставшиеся выкройки — все, чем располагаю:
Выкройкa часть №1 Выкройкa часть №2
работа сделана на отлично! ты писал о сделанных чертежах.. хотелось бы из заполучить.. они остались у тебя?
Спасибо, надо будет глянуть, остались или нет. В то время точно делал… Найду — выложу.
Вот все, что нашел. Там на сканах есть сантиметровые отметки, проверяйте, когда будете печатать. Скорее всего под 300 dpi сделано, точнее не скажу. Не уверен, что все картинки подписаны правильно, однако при сопоставлению по месту можно будет отыскать истину.. Успехов!