В итоге, к спарке я привык. Особенно после технических курсов на Белом море. Скажу больше — долго пытался прикупить себе персональную спарку по нормальной цене, хоть новую, хоть не совсем. Однако обстоятельства складывались против покупки, несколько раз срывались подходящие варианты. В голову все чаще стала приходить мысль — а может, не нужна мне спарка!? Может, это знак свыше?
С другой стороны, ныряя в различных местах нашей Родины, все чаще замечал людей в сайдмаунте. Про подобную конфигурацию знал давно, не раз просматривал красивые ролики, наглядно демонстрирующие легкость и комфорт плавания при боковом расположении баллонов. Но почему-то не проецировал зарубежный опыт на наши суровые условия, считая «сайд» чем-то из разряда экзотики. Спинка и спарка — наше «все», не до концепт-конфигураций, знаете ли..
Однако аккурат перед майской поездкой в Орду возникло четкое ощущение, что буду переходить на «сайд». Само по себе, без посторонней помощи. Лишним подтверждением правильности намерений стала конфигурация Володи Федорова, который преподавал курс, плавая в сайдмаунте.
Действия по освоению сайдмаунта решил распараллелить. Усилием воли выбрал и заказал за рубежом чисто сайдмаунтный комплект — крыло с подвеской. А пока несут сакэ идет посылка, стал собирать рабочую конфигурацию из имеющихся в наличии компонентов. Нужно потренироваться заранее, чтобы было с чем сравнивать в последствии. Планировал собрать «сэндвич» и сделать первое пробное погружение в открытой воде под непосредственным руководством Саши Зыков на Ушаковском разрезе, однако не получилось… Пришлось искать варианты поближе, в родном бассейне.
Мухин и Номад: Первое знакомство
Поговорил с Валерой Мухиным, объяснил ситуацию, свои ближайшие перспективы и намерения. В итоге Валерий согласился провести пробное погружение в бассейне, используя его собственный комплект снаряжения. Отлично, пора уже переходить от интернет дайвинга к реальным действиям, сколько же можно читать эти бесконечные форумы?!
В моем распоряжении оказался комплект Номад и два десятилитровых стальных баллона. Регуляторы поставил свои — Scubapro Mark-25 и DiveRite с поворотным уголком на коротком шланге. Валерий очень обстоятельно обрисовал основные принципы сайда, отличия от традиционной системы и текущие варианты возможных конфигураций. После чего собрали баллоны, подогнали подвеску по фигуре и в воду!
В самом начале погружения Валерий несколько раз поправлял мне что-то — ремни и резинки. Банджи на Номаде довольно жесткие, регуляторы ощутимо впивались в подмышки, особенно при развороте баллонов башмаками вперед. Меня же это не сильно беспокоило, старался понять общие ощущения от плавания с двумя баллонами по бокам тушки.
Несмотря на первоначальное неуклюжесть и непривычность конфигурации, под водой всё оказалось круто. Реально. Чтобы упростить себе задачу знакомства, не стал одевать сухарь, плавал в мокром. И самое первое впечатление — заметно меньше сопротивление при движении в толще воды. Сложно оценить точно, но, привычно толкнувшись ластами, набирал такую скорость, как при использовании одного баллона.. Если разобраться, нет ничего удивительного. Общий профиль в сайде более обтекаемый, баллонов на спине нет, а те, что под мышками, самостоятельно воду не рассекают, а прячутся под плечами.
Двигается легко, баллоны по бокам ничуть не напрягают. Правильное положение тела держать нетрудно, даже для первого раза в Номаде. Правда, Валерию пришлось прилично поддуть мне отдельную поясничную подушку, иначе сильно заваливало назад, ноги тонули. Основная часть курса СМ — это индивидуальная подгонка личного снаряжения: подбор числа и места расположения грузов, длины шлангов и резинок, трассировка и так далее.
Я был в восторге. Легко и непринужденно можно плыть передом, задом, спиной, на боку, плечом вперед, животом кверху — при этом не теряя устойчивости и практически не прикладывая усилий к поддержанию желаемого положения.
Попеременно дыхание из двух регуляторы мне не в новинку, часто прибегал к подобной технике, особенно подо льдом. Плавание стальными баллонами вперед ощутимо нагружает мышцы плечей и спины, что не способствует оптимальному расходу воздуха. Надеюсь, прибегать к подобной технике часто не придется. Забавно, при проходе колец, пришлось сделать поправку — привык держаться как можно ближе к нижней кромке обруча, чтобы не зацепиться баллоном на спине. Здесь же пришлось сдвигаться немного выше..
Система типа «сэндвич»
Пока суть да дело, решил собрать систему типа «сэндвич» и начать тренировки. Будет с чем сравнить, когда придет основное крыло. Есть две спинки — стальная и алюминиевая. Есть маленький бублик — крыло на 30 литров. Оставалось прикупить палетту с ручками, в просторечии именуемую, извините, «нажопник» и собрать все хозяйство воедино. Палетту любезно предоставил Саша Зыков, обошлась она в районе $50 за комплект с винтиками и лямкой для банджей.
За основу взял стальную спинку, снял с нее мягкую накладку и прикрутил палетту в штатные отверстия. Посадочные размеры совпали идеально, что говорит о правильности подхода. Действительно, многие производители дайверского оборудования официально продают подобный sidemount conversion kit — набор для преобразования бэк-маунта в «сайд».
На стальную спинку положил «бублик» и прижал его алюминиевой пластиной. Собственно, вот и весь «сэндвич», остается лишь добавить резинку для баллонов — банджу.
Набор из двух подходящих резинок для крепления багажа прикупил в Леруа по цене около 200 рублей. По аналогии с Номадом привязал пару карабинов на концы, к спинке банджу прикрепил с помощью оцинкованных завинчивающихся колец. Цеплять их планировал традиционно, к плечевым D-кольцам.
Модифицировал баллонные ремни, нехитрым способом прикрепив нижний карабин с помощью 8-мм капронового шнура. Держится очень надежно, при правильной затяжке на баллоне никакого намека на люфт или шатание. Стоит отметить, в дальнейшем немного увеличил длину троса, ибо задняя часть баллона недостаточно низко свисала с палетты. Верхний карабин для силового (страховочного) крепления горловины баллона к передним D-кольцам пока не ставил.
Понес всю конструкцию в бассейн. Что сказать — система работает. Пятнадцатилитровое крыло, прижатое с двух сторон спинками, обеспечивает 9-10 литров подъемной силы, чего вполне хватает. Для начала поплавал в мокром костюме, по простому. В бассейне наличествуют легкие (~11 кг) десятилитровые стальные баллоны — с ними никаких грузов не брал вообще. Поэтому пришлось поддувать крыло — на фото видно, как в районе затылка раздувается пузырь. Верхнюю часть туловища задирало наверх, но ничего, привыкнуть можно, не так страшно. Сразу становится понятно, почему сайдмаунтные крылья имеют основной объем в районе поясницы..
Хоть баллоны и стальные, при опустошении становятся заметно легче и начинают приобретать положительную плавучесть в конце дайва. Пробовал отстегивать один баллон совсем — тоже ничего, но в мокром костюме не так просто компенсировать перевес на одну сторону. Впрочем, вполне приемлемо.. Как показала практика, для уравновешивания — как по грузам, так и по положению в воде — вполне достаточно добавить 2-3 кг на пояс вместо второго баллона и в таком случае плавается просто отлично!
Полевые испытания провел на Щелковском карьере. Полная неразбериха с баллонами и в итоге, вместо двух стальных мне достался один 12-литровый алюминиевый. Перекрутил регулятор, положил в правый карман на поясе 3 кг и вперед! К ощущениям привык за пару минут и прекрасно отплавал погружение, наслаждаясь свободой перемещения. Да, баллон немного утяжелил одним килограммовым грузиком, предупреждая положительную плавучесть танка в конце дайва.
Трассировкой шлангов особо не заморачивался, если честно. Из автомобильной камеры, любезно предоставленной работниками шиномонтажа, нарезал тонких колец, под которые и заправлял излишки шлангов. Главное — чтобы ничего не болталось и не цеплялось, сетка на карьере очень коварная!
С длиной и силой натяжения банджи тоже почти сразу угадал, по крайней мере, мне так казалось. Здесь основной критерий прост — резинка должна быть натянута максимально возможно. Настолько, насколько позволяет комфорт в районе подмышек. В том числе и при движении баллонам вперед. Проверить легко — делаем дополнительный оборот банджи вокруг баллона. Если все в порядке, то на следующий дайв резинку можно укоротить. Вообще, под водой как-то все проще кажется, плавается легко и непринужденно — понять, насколько правильно висит баллон, мне так и не удалось. Просто комфортно и все, хотя со стороны (на фото) может и выглядит не очень..
Краеугольный камень сайд-маунта: как же со всей этой красотой до воды добраться без разрушения мозга и повреждения оборудования?! До сих пор баллоны удавалось одевать в воде: полностью одетый, в поддутом компенсаторе, в ластах, с грузами захожу в воду. Беру баллон, заранее принесенный к кромке воды. Пристегиваю нижний карабин, цепляю банджу за горловину, подцепляю шланги — готово. Если планируется расхаживать с баллонами по берегу либо падать с лодки — необходима жесткая петля-обвязка с карабином на горловину. Ибо банджа силовым креплением не является.
Ладно, это все потом, когда придет основная система. Сэндвич, как бюджетно-промежуточно-тренировочное решение, полностью себя оправдал и показал вполне приемлемой для погружений системой!
Июль 2013.
Продолжение истории во второй части.
спасибо, вдохновил на решение, нашел по хорошей цене бушный сайдмаунт Nomad XT, колебался справлюсь ли. после статьи вроде успокоился. пока не понятно кто поможет отрегулировать грузы и ремни, но вселенная дружественная среда, найдется добрая дауша и помежет.
еще раз спасибо.