Сайдмаунт часть I

В итоге, к спарке я привык. Особенно после технических курсов на Белом море. Скажу больше — долго пытался прикупить себе персональную спарку по нормальной цене, хоть новую, хоть не совсем. Однако обстоятельства складывались против покупки, несколько раз срывались подходящие варианты. В голову все чаще стала приходить мысль — а может, не нужна мне спарка!? Может, это знак свыше?

С другой стороны, ныряя в различных местах нашей Родины, все чаще замечал людей в сайдмаунте. Про подобную конфигурацию знал давно, не раз просматривал красивые ролики, наглядно демонстрирующие легкость и комфорт плавания при боковом расположении баллонов. Но почему-то не проецировал зарубежный опыт на наши суровые условия, считая «сайд» чем-то из разряда экзотики. Спинка и спарка — наше «все», не до концепт-конфигураций, знаете ли..

Однако аккурат перед майской поездкой в Орду возникло четкое ощущение, что буду переходить на «сайд». Само по себе, без посторонней помощи. Лишним подтверждением правильности намерений стала конфигурация Володи Федорова, который преподавал курс, плавая в сайдмаунте.

Действия по освоению сайдмаунта решил распараллелить. Усилием воли выбрал и заказал за рубежом чисто сайдмаунтный комплект — крыло с подвеской. А пока несут сакэ идет посылка, стал собирать рабочую конфигурацию из имеющихся в наличии компонентов. Нужно потренироваться заранее, чтобы было с чем сравнивать в последствии. Планировал собрать «сэндвич» и сделать первое пробное погружение в открытой воде под непосредственным руководством Саши Зыков на Ушаковском разрезе, однако не получилось… Пришлось искать варианты поближе, в родном бассейне.

Мухин и Номад: Первое знакомство

Поговорил с Валерой Мухиным, объяснил ситуацию, свои ближайшие перспективы и намерения. В итоге Валерий согласился провести пробное погружение в бассейне, используя его собственный комплект снаряжения. Отлично, пора уже переходить от интернет дайвинга к реальным действиям,  сколько же можно читать эти бесконечные форумы?!

В моем распоряжении оказался комплект Номад и два десятилитровых стальных баллона. Регуляторы поставил свои — Scubapro Mark-25 и DiveRite с поворотным уголком на коротком шланге. Валерий очень обстоятельно обрисовал основные принципы сайда, отличия от традиционной системы и текущие варианты возможных конфигураций. После чего собрали баллоны, подогнали подвеску по фигуре и в воду!

NomadXTDiveritesidemount
Nomad XT DiveRite sidemount system

В самом начале погружения Валерий несколько раз поправлял мне что-то — ремни и резинки. Банджи на Номаде довольно жесткие,  регуляторы ощутимо впивались в подмышки, особенно при развороте баллонов башмаками вперед. Меня же это не сильно беспокоило, старался понять общие ощущения от плавания с двумя баллонами по бокам тушки.

Несмотря на первоначальное неуклюжесть и непривычность конфигурации, под водой всё оказалось круто. Реально. Чтобы упростить себе задачу знакомства, не стал одевать сухарь, плавал в мокром. И самое первое впечатление — заметно меньше сопротивление при движении в толще воды. Сложно оценить точно, но, привычно толкнувшись ластами, набирал такую скорость, как при использовании одного баллона.. Если разобраться, нет ничего удивительного. Общий профиль в сайде более обтекаемый, баллонов на спине нет,  а те, что под мышками, самостоятельно воду не рассекают,  а прячутся под плечами.

Двигается легко, баллоны по бокам ничуть не напрягают. Правильное положение тела держать нетрудно, даже для первого раза в Номаде. Правда, Валерию пришлось прилично поддуть мне отдельную поясничную подушку,  иначе сильно заваливало назад, ноги тонули. Основная часть курса СМ — это индивидуальная подгонка личного снаряжения: подбор числа и места расположения грузов,  длины шлангов и резинок,  трассировка и так далее.

Я был в восторге. Легко и непринужденно можно плыть передом,  задом, спиной, на боку, плечом вперед, животом кверху — при этом не теряя устойчивости и практически не прикладывая усилий к поддержанию желаемого положения.

Попеременно дыхание из двух регуляторы мне не в новинку, часто прибегал к подобной технике, особенно подо льдом. Плавание стальными баллонами вперед ощутимо нагружает мышцы плечей и спины, что не способствует оптимальному расходу воздуха. Надеюсь, прибегать к подобной технике часто не придется. Забавно, при проходе колец, пришлось сделать поправку — привык держаться как можно ближе к нижней кромке обруча, чтобы не зацепиться баллоном на спине. Здесь же пришлось сдвигаться немного выше..

Система типа «сэндвич»

Пока суть да дело, решил собрать систему типа «сэндвич» и начать тренировки. Будет с чем сравнить, когда придет основное крыло. Есть две спинки — стальная и алюминиевая. Есть маленький бублик — крыло на 30 литров. Оставалось прикупить палетту с ручками, в просторечии именуемую, извините, «нажопник» и собрать все хозяйство воедино. Палетту любезно предоставил Саша Зыков, обошлась она в районе $50 за комплект с винтиками и лямкой для банджей.

sidemount sandwich
Исходный комплект из двух спинок и палетты с ручками
sidemount sandwich
К спинке прикручивается один-в-один

За основу взял стальную спинку, снял с нее мягкую накладку и прикрутил палетту в штатные отверстия. Посадочные размеры совпали идеально, что говорит о правильности подхода. Действительно, многие производители дайверского оборудования официально продают подобный sidemount conversion kit — набор для преобразования бэк-маунта в «сайд».

sidemount sandwich
Стальная внизу, с лямками, алюминиевая — сверху
sidemount sandwich
Готовый комплект, за исключением банджи
sidemount sandwich
Сэндвич, вид сбоку. Прослеживается общая толщина конструкции.

На стальную спинку положил «бублик» и прижал его алюминиевой пластиной. Собственно, вот и весь «сэндвич», остается лишь добавить резинку для баллонов — банджу.

sidemount sandwich
Хозяйственная резинка оригинальной длины

Набор из двух подходящих резинок для крепления багажа прикупил в Леруа по цене около 200 рублей. По аналогии с Номадом привязал пару карабинов на концы, к спинке банджу прикрепил с помощью оцинкованных завинчивающихся колец. Цеплять их планировал традиционно, к плечевым D-кольцам.

sidemount sandwich
Крепление карабина к баллонному ремню

Модифицировал баллонные ремни, нехитрым способом прикрепив нижний карабин с помощью 8-мм капронового шнура. Держится очень надежно, при правильной затяжке на баллоне никакого намека на люфт или шатание. Стоит отметить, в дальнейшем немного увеличил длину троса, ибо задняя часть баллона недостаточно низко свисала с палетты. Верхний карабин для силового (страховочного) крепления горловины баллона к передним D-кольцам пока не ставил.

sidemount sandwich
Зажатый бублик в надутом состоянии. Около 9-10 литров подъемной силы.

Понес всю конструкцию в бассейн. Что сказать — система работает. Пятнадцатилитровое крыло, прижатое с двух сторон спинками, обеспечивает 9-10 литров подъемной силы, чего вполне хватает. Для начала поплавал в мокром костюме, по простому. В бассейне наличествуют легкие (~11 кг) десятилитровые стальные баллоны — с ними никаких грузов не брал вообще. Поэтому пришлось поддувать крыло — на фото видно, как в районе затылка раздувается пузырь. Верхнюю часть туловища задирало наверх, но ничего, привыкнуть можно, не так страшно. Сразу становится понятно, почему сайдмаунтные крылья имеют основной объем в районе поясницы..

sidemount sandwich
sidemount sandwich

Хоть баллоны и стальные, при опустошении становятся заметно легче и начинают приобретать положительную плавучесть в конце дайва. Пробовал отстегивать один баллон совсем — тоже ничего, но в мокром костюме не так просто компенсировать перевес на одну сторону. Впрочем, вполне приемлемо.. Как показала практика, для уравновешивания — как по грузам, так и по положению в воде — вполне достаточно добавить 2-3 кг на пояс вместо второго баллона и в таком случае плавается просто отлично!

Полевые испытания провел на Щелковском карьере. Полная неразбериха с баллонами и в итоге, вместо двух стальных мне достался один 12-литровый алюминиевый. Перекрутил регулятор, положил в правый карман на поясе 3 кг и вперед! К ощущениям привык за пару минут и прекрасно отплавал погружение, наслаждаясь свободой перемещения. Да, баллон немного утяжелил одним килограммовым грузиком, предупреждая положительную плавучесть танка в конце дайва.

sidemount sandwich
Испытания сайдмаунт типа «сэндвич» на Щелковском карьере

Трассировкой шлангов особо не заморачивался, если честно. Из автомобильной камеры, любезно предоставленной работниками шиномонтажа, нарезал тонких колец, под которые и заправлял излишки шлангов. Главное — чтобы ничего не болталось и не цеплялось, сетка на карьере очень коварная!

С длиной и силой натяжения банджи тоже почти сразу угадал, по крайней мере, мне так казалось. Здесь основной критерий прост — резинка должна быть натянута максимально возможно. Настолько, насколько позволяет комфорт в районе подмышек. В том числе и при движении баллонам вперед. Проверить легко — делаем дополнительный оборот банджи вокруг баллона. Если все в порядке, то на следующий дайв резинку можно укоротить. Вообще, под водой как-то все проще кажется, плавается легко и непринужденно — понять, насколько правильно висит баллон, мне так и не удалось. Просто комфортно и все, хотя со стороны (на фото) может и выглядит не очень..

Краеугольный камень сайд-маунта: как же со всей этой красотой до воды добраться без разрушения мозга и повреждения оборудования?! До сих пор баллоны удавалось одевать в воде: полностью одетый, в поддутом компенсаторе, в ластах, с грузами захожу в воду. Беру баллон, заранее принесенный к кромке воды. Пристегиваю нижний карабин, цепляю банджу за горловину, подцепляю шланги — готово. Если планируется расхаживать с баллонами по берегу либо падать с лодки — необходима жесткая петля-обвязка с карабином на горловину. Ибо банджа силовым креплением не является.

Ладно, это все потом, когда придет основная система. Сэндвич, как бюджетно-промежуточно-тренировочное решение, полностью себя оправдал и показал вполне приемлемой для погружений системой!

Июль 2013.

Продолжение истории во второй части.

Сайдмаунт часть I: 1 комментарий

  1. спасибо, вдохновил на решение, нашел по хорошей цене бушный сайдмаунт Nomad XT, колебался справлюсь ли. после статьи вроде успокоился. пока не понятно кто поможет отрегулировать грузы и ремни, но вселенная дружественная среда, найдется добрая дауша и помежет.
    еще раз спасибо.

Обсуждение закрыто.