Восстановление термостата:
даешь железные ушки!
Причина
Так получилось, что недавно в зоне моей ответственности оказалась карбюраторная Шкода Фелиция LX 1300 1999 года выпуска. Во время поездок стало вдруг заметно, что стрелка охлаждающей жидкости на панели приборов как-то совсем не торопится занять горизонтальное положение. Скажу больше, она вообще не хотела отрываться от своего нижнего положения… Почувствовав непорядок и проявив недюжинную смекалку, я направил владельца автомобиля к Глобальному Разуму для определения неисправности и возможных методов ее устранения.
В соответствующем ФАКе была найдена и распечатана статья, в которой предлагалось отремонтировать крышку, заменив родной клапан либо на еще более родной от Фаворита, либо просто подходящим по размеру. Со всеми рекомендациями, пожеланиями, и прочая, и прочая.
Поиски кнопки управления подогревом сидений на свою машину привели меня в магазин запчастей. Пользуясь случаем, я попросил показать мне пресловутую крышку термостата и «родной» фаворитовский клапан. Внимательно осмотрев и то и другое, мне не удалось с первого взгляда прикинуть приемлемый способ их сращивания. Однако идея заменить пластиковые «уши» проволочными пришла в голову мгновенно. Да, могу сказать, что найти подходящий «Vernet» по Интернету мне не удалось, цена же фаворитовского клапана была заявлена в 550 рублей (1400р крышка в сборе).
Совершенно очевидно, что я решил действовать по-своему, а именно — восстанавливать существующий термостат и не мудрить с этими «Вернетами». Ну хотя бы по соображениям экономии времени и денег…
Подготовка: сливаем и снимаем
Особого времени на выяснение всех тонкостей процесса у меня не было, поэтому сливать антифриз решил по рабоче-крестьянски, опираясь на опыт и common sense (здравый смысл). Для этого взял пустую пятилитровую банку из-под незамерзайки и, немного помяв ее, разместил под капотом, горлышком поближе к нижнему патрубку радиатора.
Ослабил хомут нижнего патрубка на радиаторе, затем резко скинул патрубок и вставил его в емкость, одновременно заткнув трубку в радиаторе тряпкой. Когда антифриз перестал вытекать из резинового шланга, убрал тряпку и подставил горлышко бутылки под струю. После того, как пластиковая бутылка наполнилась почти целиком и поток из радиатора прекратился, этап слива ОЖ посчитал законченным. Потери, кстати, оказались минимальными.
Теперь можно было снимать крышку термостата, для чего ослабил хомуты и отсоединил все патрубки, идущие к ней. Оставалось лишь открутить три самореза трубчатым ключом на 10 для полного ее демонтажа. Данный этап операции занял не более получаса времени фактически без предварительной подготовки.
Ремонт
Вскрытие показало, что классический случай нарушения работоспособности термостата налицо — одно «ухо» было оторвано, термостат постоянно оставался «открыт», вследствие чего двигатель автомобиля просто-напросто замерзал, лишь изредка достигая своей рабочей температуры. Так, посмотрим, что с этим можно сделать…
Немного выровнял напильником остатки сломанного «уха», затем аккуратно просверлил два сквозных отверстия двухмиллиметровым сверлом. Пластик нормально сверлится, нужно лишь не использовать высокие обороты дрели и периодически охлаждать сверло.
Теперь можно заняться другой, работоспособной пока частью конструкции. Спиливать «здоровое ухо» я не стал, хотя на мой взгляд, это непринципиально. Решил усилить его тем же способом — армирование проволочной скобой.
Пока затвердевал эпоксидный состав, решил проверить термоэлемент — такой латунный цилиндрик со вставленным стальным стержнем. Ведь если он неисправен, то грош цена моим стараниям…
Для проверки термоэлемент попросту сварил в кипящей воде. В холодном состоянии стержень должен утапливаться, а при нагревании — вылезать из цилиндра. Похоже, «ухо» оторвалось именно при открытом клапане (стержень был выдвинут из цилиндра) и термоэлемент немного заклинило… Погружения в кипящую воду и пары «прокачек» стержня оказалось достаточным, чтобы привести его в норму.
Оставалось лишь поставить обновленную крышку термостата на свое законное место, что я незамедлительно и сделал. По привычке перед установкой на край крышки нанес немного силиконового герметика, завинтил три самореза и одел все патрубки. Система полностью готова к заливке антифриза!
Выводы
«Прикол» заключается в том, что я фактически изобрел велосипед. Когда статья была почти готова, я полез в ФАК и нашел там статью годовалой давности, где в трех предложениях отлично изложена точно такая же методика. С другой стороны, ничего удивительного — ИМХО это наиболее правильное, оптимальное и красивое решение родовой болезни «фелички». Зачем искать, покупать и прилаживать какие-то клапаны, когда гораздо проще и дешевле восстановить работоспособность «родного» узла?! Не понимаю…
В любом случае, отремонтированный термостат прекрасно работает, машина стала греться гораздо быстрее, температура двигателя в норме, короче говоря — просто все в порядке. Если у кого из «филеводов» вдруг стали наблюдаться похожие симптомы со стрелкой температуры, то рекомендую воспользоваться описанной методикой. Результат порадует, не сомневайтесь!