Программатор ППЗУ своими руками:
тюнингуем контроллер BOSCH
Контроллерами BOSCH я не занимался принципиально. Не то, чтобы не умел или что, а просто … Ну нету у меня программатора. Был когда-то, я покупал его как дополнительный модуль к псевдо-компьютеру «Поиск», был такой десяток лет назад. Вот на нем я и писал-читал УФ ППЗУ, стирал их разбитой лампой от уличного освещения.
Не так давно хорошие знакомые попросили помочь — не заводилась новенькая ВАЗ-2112 в мороз. Заливала свечи. Хоть на гарантии, а ни в одном сервисе ничего не могли сделать, говорили — надо менять прошивку, а мы не умеем. Да, «детский сад, штаны на лямках», по другому не скажешь. Вот тут я и подумал: а может и вправду самому перепрошить? Тупо купить программатор несколько неспортивно, а вот спаять… Побродил по Интернету, схем встречается море, но вот печатная плата…
На одном сайте увидел полный набор услуг, можно купить либо программатор в сборе, настроенную плату или вообще без деталей. Доставка почтой 350 рублей. Решил так: закажу, если пришлют — спаяю, не получится — оставлю эту затею в покое.
те увидел полный набор услуг, можно купить либо программатор в сборе, настроенную плату или вообще без деталей. Доставка почтой 350 рублей. Решил так: закажу, если пришлют — спаяю, не получится — оставлю эту затею в покое.
Сборка
Плата появилась через пару недель…. В обыкновенном конверте с совершенно потрясающими сургучными печатями, общим числом аж в пять штук! Настоящий пакет из штаба! Однако это все лирика, а по сути внутри была хорошего качества ПП и набор бумажной документации, включая принципиальную и монтажную схемы с переченем деталей.
Поиск и закупка комплектующих не отняли много сил и времени, часть была найдена в проверенном месте — магазине «Чип и Дип«, остальное на Митинском радиорынке. Самая дорогая деталь это панель с нулевым усилием установки (Zero Insert Force), обошлась она под 200 рублей. Остальные детали общей суммой получились рублей около 350 включая блок питания — трансформаторы и корпус. LPT провод и разъемы я покупать не стал, был один лишний провод для подключения принтера Centronics, который ИМХО гораздо удобнее и ничуть не хуже плоского шлейфа в плане помех и всего остального.
По деталям была пара особенностей, а именно:
- ИС по возможности я взял серии 1533, их проще найти, потребление меньше, да и вообще…
- стабилитроны VD9-VD11решил купить серии Д814, плата разведена под них, да и мощность рассеивания у них побольше. Временами они греются, хоть и не так чтобы очень.
- Так и не понял, для чего нужно брать низкоомные сопротивления достаточно мощные, по полватта. Сначала я нашел такие мелкие номиналы только «восьмушки» (0,125 Вт) и так и не удалось мне заметить какого-либо нагрева с их стороны…
Когда все детали были собраны, произвел их монтаж на ПП в полном соответствии с документацией. После этого плату промыл и в последнюю очередь впаял «колодку» под ПЗУ.
Разумеется, не обошлось без блока питания — для прошивки ПЗУ имеющихся 12-ти вольт недостаточно. В документации была приложена схему импульсного БП, однако я не так хорошо с ними знаком. Решил пойти проверенным путем, благо на рынке мне с легкостью удалось купить подходящие трансформаторы нужного вольтажа и приемлемого тока под нагрузкой.
При подключении к РС программатор «увиделся» сразу, первым делом попробовал читать-писать старые ПЗУ, хранящиеся у меня еще с времен пайки АОНов. Для стирания УФ ПЗУ на всякий случай прикупил УФ лампу, которую можно подключать вместо обычной, дневного света прямо в настольную лампу.
Далее приступил собственно к модернизации контроллера. Для этого запасся хорошей цанговой колодкой на 28 ног и ПЗУ Winbond 27c512 с временем доступа 45 нс. Не стал покупать более дорогую «низкотемпературную» версию ПЗУ, так как по утверждениям многих, обычные (рассчитанные температуру выше нуля) прекрасно работают в условиях наших холодов.
Контроллер BOSCH
Разумеется, ЭБУ пришлось с машины снять. Крышку удалось снять без проблем и под ней оказалась запаянная одноразовая ПЗУ, что не явилось большим сюрпризом.
Тот, кто в состоянии спаять программатор, без труда справится с демонтажом ненужной нам ИС. Но на всякий случай опишу свою версию данной операции.
Я специально не стал впаивать новую ПЗУ, а поставил ее на панельку. Теперь в любое время можно будет заменить прошивку в модернизированном ЭБУ путем смены ИС, в любой момент «откатиться» на старую версию без применения программатора.
Выводы
Машина, предоставленная для данного эксперимента, стала лучше заводиться в холодную погоду, стабильнее стала работа двигателя на холостом ходу — задача моя была выполнена. Разумеется, изготовление программатора не было крайней необходимостью — его можно было просто купить или «прошить» ПЗУ на том же рынке со своей дискеты … но мне просто так захотелось, а собственные желания нужно уважать!
Совет — если у вас нет достаточного опыта пайки подобных микросхем, лучше найдите ближайшего знакомого с опытом таких операций. Ведь не раз и не два я слышал о последствиях «чип-тюнинха», выполненного монтерами-электриками. Так что берегите себя и свои ЭБУ!
Прошивки можно поискать на chiptuner.ru
Февраль 2003
прошу помочь может будет прошивка для27с512 под еку вош киа кларус 99год м261 204 207