- Выбор Авенжера
- Дайверский нож
- Крепление канистры фонаря
- Модификация крепления крыла
- Самодельная скоба на палетту
- Крепление баллонов
Перехожу на Techline Avenger 16
В сайдмаунт подвеске UTD, описанной в предыдущих статьях, отплавал больше трех лет. Все меня устраивало — сделал в подвеске под полторы сотни дайвов. Даже пришлось поменять стропу, «родную» перетер на поясничной пластине. Когда меня спрашивали, могу ли я посоветовать это крыло к покупке, отвечал, что да, если баллонов немного. Маловат пузырь… Девять литров — это под один баллон. Ну хорошо, плюс сухарь… Но ходить в этой подвеске с тремя баллонами на Голубом озере было несколько небезопасно.
Хорошо, что тогда? Смотрел и щупал разные подвески, в некоторых даже плавал. Некоторые не нравилось по исполнению, с какими-то решениями производителя был несогласен принципиально. Хотелось что-то похожее на UTD, только уже с палеттой, хоть какой-то грузовой системой, литров на 15-18 не больше. Да сам пузырь лучше бы прикрыть сверху дополнительным слоем ткани — у UTD крыло вроде прочное, нареканий нет, но лучше бы все же прикрыть..
Tecline Avenger 16
И вот случайно в интернете натыкаюсь на обзор нового на тот момент (2016) крыла. Пробежался глазами статью и понял — куплю! Без вариантов. Тем более, что продукция Tecline всегда нравилась. Стал связываться со знакомыми дайверами, кто занимается продажей снаряжения. И уже на втором инструкторе загорается «знак правильного выбора» — Олег буквально пару недель назад купил такой же сайдмаунт! Запросил пользовательские фото, обсудил особенности конструкции и еще больше укрепился в своем решении.
Не хочется пересказывать обзор ребят из nndive.ru, отмечу некоторые моменты от себя:
- Крыло размером больше, чем мой UTD, но остается компактным.
- Шестнадцать литров подъемной силы — то, что надо. Вот прямо отлично.
- Удачные места расположения клапанов сдува — классический справа и «двуручный» по центру.
- Палетта в комплекте, с возможностью ее отсоединения.
- Разбитые на секции кронштейны нижнего крепления баллонов. Я пользуюсь и считаю это полезной возможностью.
- Встроенные грузовые карманы. В каждый из них можно засунуть 2 груза по 2 кг — в зависимости от формы, конечно. Мне удавалось — по две двушки в каждый карман, итого 16 кг точно.
- Дополнительно в комплекте — два грузовых кармана на пояс либо для баллонных ремней. Очень приятно.
- Дополнительные кольца на животе для крепления всплывающих баллонов.
- Более удобная система банджей (резинок) для притягивания вентилей баллонов. Конец резинки, что после узла, всегда доступен. За него можно взяться и отцепить (прицепить) резинку на вентиль.
- Пузырь крыла прикрыт толстой кордурой в 2000 единиц.
Есть моменты, которые можно отнести к минусам:
- Система подвески не является моностропой, то есть не идет одним куском. В принципе, ничего страшного, и двухлетняя эксплуатация это подтвердила. Просто как факт, немного не по фен-шую.
- Довольно хлипкое крепление канистры фонаря. Я натягивал резинку со всей силы, но все равно батарейный отсек прочно не закрепляется. У многих такая беда… Как временное решение, намотал поверх банджи изоленту, но в долгосрочной перспективе так не пойдет.
- И самое важное. Одеваем систему, затягиваем поясной ремень. И надуваем крыло… Раздуваясь, оно давит на спину, ремень на поясе натягивается и просто пережимает тело пополам.. Надуть крыло до отсечки, как того требует проверка перед погружением, нереально при нормально затянутом ремне. Вот это сюрприз, однако.
Вариантов здесь несколько — либо не затягивать ремень, намеренно ослаблять его перед проверкой, подтягивать уже в начале самого погружения. И постоянно держать в голове этот неприятный момент. Либо вообще не надувать до отсечки компенсатор на себе, а проверять его чуть заранее, что есть нарушение процедуры. Есть еще вариант, но об этом немного позже.
Подводные испытания
После покупки подогнал ремни под себя, с учетом сухого костюма и толстой поддевы. Прикинул крепление баллонов и поехал проверять обнову на Щелковский карьер. Снег уже выпал, зима, но лед еще не сформировался.
Отлично! Одеваться удобнее, груза в кармашках совершенно другая, более правильная тема. Напихал с запасом 12 килограмм — красота, на спину не давит, вообще не ощущается свинец. Плавается легко, задними карабинами уверенно попадаю в «дверные ручки» — что еще нужно? Ослабил поясной ремень, надул до отказа компенсатор в воде — да, подъемной силы заметно прибавилось. Доволен, короче.
Снимать и одевать банджу на вентиля баллонов значительно удобнее, привык моментально. Основные резинки продеты в маленькие петельки на лямках и постоянно под руками, не теряются. После завязывания узла на основных банджах остались концы сантиметров по десять — за них очень удобно оттягивать резинки даже в сухих перчатках.
Со своими тяжелыми десятилитровыми баллонами цеплял задние карабины традиционно на палетту, будет алюминий — будем разбираться. Короче, как предыдущая система, только удобнее и безопаснее. Да, и качество исполнения на высшем уровне, у Теклайна кстати вся снаряга очень добротно изготовлена, прямо бескомпромиссно. Впечатления крайне положительные и за два года эксплуатации они остаются в силе.
Клапан сдува
Клапанов два — на традиционном для спарки месте (под правую руку) и по центру крыла. Расположение их меня устраивало, при первоначальном погружении по привычке сдувался с инфлятора, вытягивая его вверх. Вывел меня из неведения и разрушил иллюзии инструктор Константин Шанов в бассейне, на тренировке перед техническими погружениями в Голубом озере КБР.
Незаметно подплыв ко мне сзади и слева, зажал кнопку поддува крыла, имитировав фрифлоу (неисправность) инфлятора. С позором вылетел на поверхность, потому как оказался морально не готовым к моментальному стравливанию воздуха. Следующие несколько занятий в бассейне были довольно однообразными — поддуть крыло, сдуть правой рукой, исходное положение, поддуть, сдуть левой рукой, снова исходное положение.
Долго не мог поймать правильную методику быстрого захвата веревки центрального клапана. Особенно в сухих перчатках. Вроде ловится, на тренировке получается практически без промахов, максимум за пару секунд, с первой попытки. Как приедешь нырять — так с восьмого захвата ловится веревочка, ну что делать! Пробовал колдовать с «хвостиком» — менял длину веревки, привязывал гайку, вообще оставлял только узелок — в итоге вернулся к штатному варианту. Короткая веревка и красный нейтральный набалдашник на конце.
Сейчас попадаю в клапан значительно лучше. Почти всегда с первого раза. Завожу руку за спину, стараюсь указательным пальцем попасть на нижнюю часть клапана. Если это удается, то я обхватываю его большим и указательным пальцем, прижимая руку к спине. Если сжать кулак, то веревочка на 99% окажется в руке. Две-три сотни повторений каждой рукой и мышечная память сделает свое дело.
Нож
С ножами вообще какая то беда. Потерял уже штук пять. И фирменные, и самодельные. На какое-то время вообще плавал без него, два стропореза всегда с наличии. Но неправильно это, нож обязательно должен быть. Как-то в хозяйственном магазине купил за 200 рублей кондовый сапожный нож и пользовался им по назначению. Однажды на форуме Тетиса с удивлением прочитал, что точно такой режущий инструмент усиленно продвигается в качестве дайверского.
А чего? Короткое толстое лезвие, длинная ручка — непонятно, что у него со стойкостью к ржавчине.. В родной хальционовский чехол на поясе влезает как оригинальный. Да ладно, двести рублей, посмотрим.. Немного подправил форму лезвия, сделал под отвертку, прикрепил резинку и готово!
Как оказалось, лезвие немного ржавеет. Надо опреснять тщательнее, сушить да и пару раз наждачкой можно пройтись время от времени. Зато прочный, острый, под отвертку и потерять не так жалко — процедура восстановления несложная.
Кстати про «потерять». Кажется, я придумал the ultimate guide как этого избежать — позволю себе изложить основные тезисы авторской теории. Вот у дайвера на погружении есть нож. Если вдруг возникает проблема, требующая применения ножа, то кажется, чего проще — достал инструмент, воспользовался. Решил проблему — убрал на место. На практике все немного сложнее..
Когда нож в руке, то рука им уже занята и полноценно оперировать рукой не получится. Если ситуация стрессовая, а надо что-то подрезать, потом быстро проделать какие-то действия обеими руками, то куда девать нож? На стол не положишь.. Можно бросить, а вдруг еще раз тут же понадобится?
Решение на поверхности — к ножу цепляем резинку в виде петли с двумя узлами, как на картинке. Длину основной петли подбираем таким образом, чтобы ее легко можно было одеть на руку сразу после вытаскивания из ножен. Эта же петля в режиме покоя служит для дополнительной фиксации инструмента в чехле.
Что получается в реальных условиях? Плывем в сухаре, в триме. Знаем, что на поясе есть нож и от него торчит хвостик из резинки. В случае необходимости на ощупь ловим этот хвостик, тянем его вниз. Резинка соскакивает с чехла — останется отстегнуть липучку и вынуть инструмент. Следующим движением одеваем петлю на руку. Надо резать — режем, не надо — просто отпускаем нож и спокойно работаем двумя руками. Если надо — опять берем в руку и режем дальше. Никто никуда не теряется. Проверено. Подобным образом я лично чистил и ел гребешка под водой на Баренцевом море — удобно, прикольно и очень вкусно.
Модификации
Модификация крепления канистры
Лучшей фиксации, чем применение червячных хомутов, люди пока не придумали. Но хомуты эти не пролезают в круглые отверстия для резинки… Решил сделать щелевые пропилы в пластине. Смотрим, что получилось.
Модернизация крепления крыла
Говорят, в новой версии Авенжера производитель исправил указанный недостаток. Интересно, каким образом? Попытался разобраться, что же такого они сделали, что нам не под силу? Посмотрим внимательнее на текущую модель..
Крыло по бокам в районе поясного ремня имеет короткие вшитые петли из широкой ленты. Кстати, на UTD Z-Trim Device ленты эти изготовлены из резинки… На петлю одета двухщелевая пряжка, которая не снимается. Сквозь пряжку эту, в обе щели пропущен поясной ремень. Получается, что ремень проходит сквозь две пряжки одновременно!
При такой конструкции крыло будет плотно облегать тушку дайвера, потому как пряжка его жестко «сидит» на поясном ремне. Но раздуваясь, оно так же жестко будет натягивать ремень, побуждая ныряльщика сходить по малой нужде раньше времени.
Первое, что приходит в голову — надо расцепить это жесткое соединение между креплением крыла и ремнем. Разорвать порочное слияние двухщелевых! И дать возможность пряжке крыла хоть немного сдвигаться в сторону позвоночника при поддуве, ослабив давление на ремень.
Так и сделал — снял все пряжки и стропорез с одной стороны ремня. Затем собрал стропу обратно, но пряжку крыла просто продел одной прорезью на ремень, как на двух верхних фотографиях. Теперь боковой Д-ринг сам по себе — также жестко торчит на ремне на своем месте. Пряжка крыла теперь получила некоторую свободу и может сдвинуться на 7-10 см по ремню к «центру» дайвера.
Новая (2019) версия Авенжера
Удалось на выставке посмотреть и пощупать исправленную реализацию подвески. Мне показалось, что материалы стали потоньше — и ремни, и остальное. Крыло перестало выглядеть «кондовым» — как то все попроще. Производитель изменил немного конструкцию крыла, теперь оно по бокам притягивается резинками (чего и следовало ожидать). Предлагаю пару фотографий с мобильного телефона.
Крыло сделали раскрывающимся по бокам по всей длине, верхняя поверхность притягивается резинкой, щелевые пряжки разделены. Собственно, что я уже проделал.
Клапан сдува переехал на дальнюю складку внизу крыла — наверное, там более защищенное место. Также появилась третья «гребенка» в самом низу палетты, предназначенная для крепления навесного оборудования типа катушек. Нечто похожее тоже пришло мне в голову — реализовал, правда, немного по другому:
Дополнительный D-ring на палетту
Идея соорудить дополнительное кольцо на палетте для крепления катушек пришла сразу после покупки системы. Тем более, что два люверса для крепления имелись в наличии и не использовались. Для начала нашел кусок нержавейки от чего-то кухонного. Как обычно, прикинул размеры и нарисовал деталь в Нанокаде. Распечатал и выпилил.
Дужку кольца решил сделать из обычного Д-ринга, отпилив лишнюю часть. Как его крепить к пластине? Толщина дужки позволяет немного обточить ее концы, вставить в отверстия пластины и расклепать. Так и получилось.
Обточил концы напильником, вставил по месту и аккуратными постукиваниями небольшого молотка успешно расклепал дужку.
Получилось достаточно прочно, просто и без лишних элементов крепления. Дужка сидит как надо, не отваливается, даже не люфтит, проверено двухлетней эксплуатацией. Высота кольца вполне комфортна — и сильно не торчит, и цеплять карабины за нее получается с первого раза…
Обвязка для баллонов
Для нижнего крепления баллонов ремни не использую. Даже для прокатных — если планируются погружения со стандартными алюминиевыми танками 12 литров «типа 80», то беру запасной комплект с хомутами большего диаметра 180-200 мм. Свои хомуты размером 160-180 мм, с немного подрезанным хвостиком — на следующий размер баллона они все равно не оденутся, а цепляться будут… Также могу добавить, что купить полностью нержавеющие хомуты — и пластина, и винт мне пока не удалось. Винты оцинкованные, но ржавеют. Смазываю их машинным маслом периодически — работают, но рано или поздно придется поменять на новые.
Для своих баллонов решил немного модифицировать нижние крепления карабинов, заменив короткую веревку с большим узлом. Длина веревки под конкретные баллоны выверена, можно заменить ее плоской капроновой лентой. Вроде узел на предыдущей редакции и не такой большой, но он постоянно цеплялся за сетку в багажнике. Тенденция неприятная, однако…
Сложил ленту в три слоя и построчил на машинке. Причем так, чтобы получилось два окна (две петли) — на полную длину и чуть поменьше. Вдруг понадобится привязать баллоны покороче, мало ли какие «карандашные» попадутся. Так и вышло, например, на Черном море.
Теперь нижним креплением точно не должен цепляться — ни в багажнике, ни под водой. Для прокатных баллонов у меня есть два дополнительных карабина с хомутами размером 180-200 мм под алюминиевые баллоны.
На веревку верхнего карабина одел отрезок резиновой трубки. Когда одеваю петлю на карабин баллона, на всякий случай зажимаю ее, двигая трубку. С дополнительной фиксацией точно не соскочит, особенно на поверхности, когда регулятор с баллона снят.
Решил заменить стандартные вентиля на баллонах на правый и левый, как на спарке. Очень удобно цеплять банджу за выступ, противоположный ручке, да и закрывать-открывать вентиль при плавании удобно и правильно. Ничуть не пожалел — баллоны-то свои. Заодно заглянул в их внутренний мир — состояние вроде нормальное, ныряем дальше!
Пару слов про окончательную настройку обвязки баллонов. Есть широко применяемая методика, которая подходит для различных вариантов. Для алюминиевых и стальных баллонов, для нижнего крепления как на поясные Д-ринги, так и на палетту.
Одеваем подвеску, желательно на ту «одежду», в которой ныряем. Тут хочу напомнить, что брасовый ремень должен быть натянут правильно — таким образом, чтобы поясной ремень в районе пряжки оттягивался вниз, к земле. Никакой слабины в брасовом ремне присутствовать не должно.
Поднимаем любую руку вверх. Рулеткой измеряем расстояние от подмышки до середины бокового Д-ринга подвески либо до точки крепления карабина на палетте. Цифру запоминаем. Затем отмеряем это же расстояние от верхней точки вентиля баллона вниз. Это и будет искомая точка установки нижнего хомута баллона. Фиксируем хомут (баллонный ремень) и ныряем.
Данную методику, как массу другой полезной информации, можно найти на сайте Энди Дэвиса — технического инструктора с Филиппин. Очень рекомендую проштудировать ресурс дотошным сайдмаунтерам. На английском языке, но разобраться можно, особенно с Гугл-переводчиком. Были даже мысли сделать литературный перевод наиболее значимых статей, но как-то не собрался. Если кому-то будет интересно — пишите, организуем.
Удачных погружений, коллеги!
у меня сейчас производитво в москве. лазерная резка, сварка любая, токарка, фрезеровка и т.д. алюминий, дюраль, нержавейка, титан (мало) имеется. так что в следующий раз пиши-звони когда надо будет что-то сделать для дайвснаряги. давно хотел для сайдмаунта пряжки повырезать разные…
Спасибо Федор, буду иметь в виду, оч полезно, спасибо что написал!