Комплексная инсталляция:
модернизируем электрику
Так уж сложилось, что я и М(i)тенька решили помочь собрату-авторушнику Alexey+Safari_093 с установкой дополнительных аксессуаров, не описанных еще на этой страничке. Вот что получилось из этого:
- Установка штатных ЭСП с заменой механизма
- Установка зеркальных элементов с подогревом
- Установка маршрутного компьютера МК-93
Стеклоподъемники
Алексей купил заводские ЭСП с заменой механизма — в точности как штатный стеклоподъемник, только с моторчиком вместо ручки. В комплект входили также гофрированные резинки в двери (страшные и «неправильные»), проводка, кнопки, заглушки в обшивку двери и пластиковые держалки для моторчиков. Неприятно удивило отсутствие крепежа — дополнительных гаек М6, а также инструкции по установке.
Как и предполагалось, установка механизмов прошла легко и быстро, можно даже сказать — незамеченно. Сняли обшивку с дверей и защитные шторки-пыльники, открутили штатные механизмы (7 гаек крепления к двери и 2 болта крепления стекла), вынули их и аккуратно поставили новые с моторчиками. Уплотнители стекол вынимать не обязательно.
Механизм редуктора крепится уже двумя гайками, причем старые отверстия в двери (где была ручка) не используются. Дополнительно на корпус моторчика надевается пластиковый кронштейн и он также крепится гайкой М6 в двери.
После этого стекла прикрутили на место, протянули провода через уже установленные «правильные» резинки к моторчикам и, после проверки работоспособности, окончательно закрепили все соединения и поставили обшивку на место. Натяжение тросиков и количество заводской смазки показалось вполне приемлемым.
Подключение выполнил полностью аналогично предыдущей инсталляции. Однако пришлось нарастить черный провод — до «земли» на рулевой колонке он дотягивался с трудом. Провод подсветки кнопок идет уже с клеммами «папа-мама», поэтому его просто включил в разрыв цепи подсветки прикуривателя. Основной силовой провод ЭСП хоть и немного тонковат, но менять его не стал…
Практически никаких дополнительных регулировок СП не потребовалось, хотя в одной двери при движении стекла сначала что-то щелкало, но потом перестало… Одна из кнопок плохо нажималась — нужно было проверять при покупке. Успешно лечится заменой на новую у продавцов.
Работа ЭСП и процесс установки оставили хорошие впечатления — ИМХО это один из оптимальных вариантов для зубила. По крайней мере, будет не в чем себя упрекнуть — данная модель ЭСП «рекомендована изготовителем»…
Зеркальные элементы
Боковые зеркала с подогревом очень полезная вещь, они намного улучшают обзор во время дождя и снегопада. И совершенно необязательно покупать комплект таких зеркал целиком, достаточно в обычных, штатных зеркалах заменить элементы на подогреваемые. Так и поступил Алексей, закупив зеркальные элементы с подогревом фирмы «Автомирор». А установить и подключить их оказалось довольно просто..
С обратной стороны зеркала нужно вытащить пластмассовую заглушку, поддев ее отверткой. Затем открутить гайку М8 и вытащить штатный зеркальный элемент. Также со стороны салона снять декоративный треугольник, выкрутить три болта крепления зеркала и снять его.
Просверлили отверстие диам. 4-5 мм и протянули в него провод, закрепив его изолентой. Протянули провода через внутрь двери, затем через гофру. Один провод (плюсовой) под торпедой в район рулевой колонки, а другой — к массе, вполне подойдут нижние саморезы крепления торпеды. Плюсовые провода нужно соединить вместе — также можно проверить целостность нагревателей, их сопротивление порядка 13 Ом — и подключить к кнопке включения обогрева заднего стекла, зелено-красный провод №9 в колодке.
Но я по просьбе Алексея применил немного другую схему, задействовав неиспользуемую кнопку передних ПТФ. В этом случае часть проводов остается на своих местах, а часть перекоммутируется согласно схеме.
Лучше всего вытащить провода из гнезд №№ 2, 9, 10 и заизолировать их — вдруг потом пригодятся… А разводку выполнить отдельными проводами с клеммами (маленькие «мамы»). Если же нет дополнительных клемм, то подключаться можно прямо к проводам.
После проверки нагрева (в теплом помещении температура элементов была почти такая же, как у заднего стекла) зеркала собрали и прикрутили на место.
Маршрутный компьютер
Прибор довольно занятный, да и посимпатичнее, чем заглушка в торпеде… В наборе имеется полноценная инструкция по установке и эксплуатации, поэтому я коротко опишу лишь основные моменты — пересказывать мануал не имеет смысла.
Сначала установил датчик расхода топлива (ДРТ) — место ему за карбюратором, крепится двумя винтам М6. Шланг от бензонасоса к карбу подключается на вход ДРТ, с выхода ДРТ — в карб, сливной патрубок отсоединяется от карба и также подключается к ДРТ. Обратный слив у карба глушится куском шланга с затычкой. Впрочем, все это есть в инструкции…
Датчик скорости (ДСА) металлической частью прикручивается на место троса спидометра в КПП, а сам трос наворачивается сверху. Датчики установлены, осталось подключить — колодка Х2 идет к ДРТ, а Х3 — к ДСА.
В инструкции рекомендуется жгут проводов протянуть под ЧЯ. Ни в коем случае — ЧЯ должен сидеть на кузове герметично. Я решил протянуть провода через резиновую заглушку рядом с тросом акселератора. Правда, отверстие в кузове малО для протаскивания разъемов, поэтому их пришлось снять (просто вытащил клеммы из фишки), а потом поставить на место. Разрез в заглушке обязательно нужно залепить замазкой, иначе вода будет потихоньку течь в салон!
Остальную часть проводки протянул под торпедой — жгуты МК и питания. Сложилось впечатление, что комплект ориентирован на установку МК в НП, т.к. для подключения питания предлагалось использовать цепи кнопки аварийной сигнализации, а не спец. колодка, присутствующая в проводке ВП — это 4-х контактный разъем, болтающийся в районе магнитолы. Но я подключился именно к разъему — оранжевый провод к оранжевому (+12В после зажигания) , красный с черным — к красному (+12B const). Провода подсветки и земли подключил как рекомендовано, в разрыв цепи лампы подсветки рычагов отопления — 2-х клеммовые колодки с проводами черного и белого цвета.
Оставшаяся колодка была вставлена в МК и он был вставлен на свое место в ВП. Заработал сразу, ничего дополнительно настраивать не пришлось. Теперь машина стала умнее 🙂
Подробнее про функции МК-93 можно почитать здесь.
Март 2000
В процессе эксплуатации
К сожалению, один из стеклоподъемников вышел из строя в течение месяца с момента установки. Ролик, на который наматывается трос, хоть и сделан из твердого прочного пластика, тем не менее сломался… Алексею пришлось менять весь механизм в сборе.
И с МК все не так как хотелось бы. Датчик расхода топлива заметно подвирает. Наблюдается явная нестабильность в показаниях, особенно на холостом ходу. Известны случаи постоянного выхода из строя этого датчика. К сожалению…
Июль 2000