Фонарь NordSea Tek 1100 part III

Лечим «гланды» фонарю NordSea Tek-1100

Гермовводы по английски — гланды (Glands). Прикольно… Об этом узнал, когда стал искать эти детали в продаже. На фонаре порвались резинки, призванные защищать провод от излишней деформации на выходе из гермоввода. Разыскать удалось — нашел производителя, модель, артикул, продавцов — но поштучно никто не захотел связываться. Только коробками, но извините, мне проще купить новый фонарь…

Фонарь NordSea Tek-1100
 Нырять можно, но провод порвется раньше времени
Фонарь NordSea Tek-1100
 Фонарь NordSea Tek-1100

Думал, чем можно заменить трубки эти. Пытался подобрать что-то из шлангов, из других подручных материалов… Даже клеить пробовал, хотя попытка изначально была обречена на провал. И вот случайно на стоянке, возле автосервиса, приметил комплект выброшенных высоковольтных проводов от какой-то немецкой иномарки. 

Наконечник высоковольтного провода системы зажигания

Внимательно осмотрел наконечники свечей — мягкий, но прочный силикон.  По внутреннему диаметру подойдет на мой провод, толщина стенок достаточна для формирования «бортика» — в нем же вся загвоздка! Так, попробуем придать им нужную форму… 

Фонарь NordSea Tek-1100
 Наполовину обточил, бортик нужного размера вырисовывается

Наждачная насадка на дремель прекрасно справилась с задачей, через несколько минут детальки были готовы. 

Фонарь NordSea Tek-1100
Немного меньше по длине, но норм

Оставалось примерить и можно собирать. Нацепил детали на провод в нужной последовательности, закрутил гайки — супер! Соединение никоим образом не потеряло герметичности, кабель надежно защищен от нежелательных перегибов. По моему, получилось не хуже оригинала. Уверен, самоделка прослужит не один год… 

Фонарь NordSea Tek-1100
 Фонарь NordSea Tek-1100 с ремонтными «гландами»

Производитель фонаря предлагал отправить на производство фонарь для ремонта, на тот момент цена вопроса озвучивалась около двух тыс. руб. плюс пересылка туда-сюда в Питер. Нормально, но больно хлопотно для меня. Поэтому очень рад, что удалось решить проблему самостоятельно — просто повезло наткнуться на эти автомобильные провода. 

Надеюсь, кому-то пригодится. Да, менять металлические «гланды» на пластиковые почему-то не захотелось, хотя многие производители ставят их на свои фонари по умолчанию. Видимо, привык я к ним…

Светодиодный индикатор напряжения батареи

Несколько раз получалось, что не заряжал фонарь непосредственно перед погружением. Особенно при локальных нырялках. И уже под водой гадал — фонарь уже перешел в режим бэкапного света или просто такой неяркий сам по себе? Особенно в холодной воде… В поездках гораздо проще — каждый вечер заряжаем, на два-три погружения в режиме максимальной яркости хватает. А в «городском цикле» случаются неоднозначности.. 

Подумывал, как бы запилить индикатор напряжения батарейки. Чтобы в режиме реального времени отслеживать состояние аккумулятора. Разных схем полно, да и сам могу нарисовать — транзистор, светодиод плюс нужный стабилитрон на входе. И так несколько раз…

Вопрос был в другом. Куда и как грамотно вывести индикатор? Можно сверлить отверстия в канистре или голове, заливать прозрачной эпоксидкой, подставлять светодиоды. Как сделано у многих производителей. Но не хотелось нарушать герметичность системы. Прямо чувствовал, что должно быть изящное решение, что оно где-то рядом… 

И правда, через пару недель спорадических размышлений на эту тему меня осенило. Конечно же, ничего не надо сверлить! Все уже давно просверлено. У меня же не обычный фонарь, с отражающим зеркалом, а трехглазый с коллиматорными линзами. Между ними полно места — если разместить огоньки под стекло, то их будет прекрасно видно. Основному свету дополнительная платка никак не помешает. 

Светодиодный индикатор напряжения фонаря для дайвинга
Принципиальная схема индикатора напряжения на стабилитронах

Остальное — дело техники. Сделал макет из четырех модулей стабилитрон-транзистор-резисторы-светодиод, подобрал номиналы. Как и следовало ожидать, транзисторы открываются, огоньки зажигаются, можно двигаться дальше… Плату нарисовал с учетом имеющегося пространства между линзами, вытравил. Аккуратно подпаял детальки, проверил — работает. 

Фонарь NordSea Tek-1100
Лицевая сторона. ЛЕДы и ограничивающие резисторы. 
Фонарь NordSea Tek-1100
Обратная сторона. Четыре медных провода — переход на лицевую.
Фонарь NordSea Tek-1100
 Думал-думал, но так и не стал красить плату..

Плату закрепил без особых изысков. На стеклотекстолите оставил часть фольги в центре. Светодиодный модуль крепится к радиатору тремя винтами, расположенными аккурат между линзами. Под один из винтов подложил медный кусок провода полтора квадрата так, чтобы он торчал вверх. На него надел плату, провод загнул, откусил излишек и запаял. Все. Надо будет разобрать — распаяю..

Фонарь NordSea Tek-1100
 Фонарь NordSea Tek-1100 с индикатором напряжения

Собрал фонарь, проверил — отлично. Стоит чуть повернуть головку фонаря, как цветные светодиоды становятся видны во всей красе. Основной свет не забивает индикатор, если не светить себе прямо в лицо. Мало того, внимательному напарнику тоже отлично видно, какие огоньки у меня там отсвечивают… Тотальный контроль!

Логика работы индикатора получилась следующей: полностью заряженный аккумулятор (14В) зажигает все ЛЕДы. Где-то через час свечения должен погаснуть синий (порог 12,5В). Когда меньше 11В, гаснет зеленый. Наверное, это уже близко к режиму бэкапа. Если желтый еще горит, то надо бы зарядить. А если остается только красный, то это около 9-ти вольт — скоро погаснет. Максимальный ток потребления схемы составляет около 30мА. Можно значительно снизить показатель, если уменьшить яркость и (или) не ставить синий и зеленый светодиоды. 

Таким образом, модернизация коснулась только внутренней части фонаря. Ни одной дырки в герметичном корпусе проделано не было, поэтому испытания проводились исключительно на предмет эргономики изделия. А она оказалась на высоте — индикатор прекрасно виден почти с любого фронтального ракурса. С логикой работы тоже угадал — после первого дайва, как правило, остается три ЛЕДа, после второго погружения  — два с половиной. Если пойти еще на третий дайв (либо на два долгих) , то остаются активными красный и желтый светодиоды. Для меня этой информации более чем достаточно.

Уверен, что никто не будет повторять подобный апгрейд сильно устаревшего канистрового фонаря. Хотя он до сих пор продается, кстати… Самоделка успешно работает два года. Как всегда, технические подробности доступны по запросу.

2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *