Часы-термометр и ПТФ

Часы плюс термометр:
полезный приборчик…

Маршрутный компьютер, наверное, довольно занятная штука. Однако ставить себе подобный девайс я не стал, хотя заменяющая его пластмассовая заглушка не является украшением торпеды… Тем более что в автомобиле мне очень не хватает часов перед глазами. Раньше, в предыдущем авто, у меня был трофейный приборчик из BMW, который отображал температуру внутрисалонного и забортного воздуха — довольно удобная вещь. Вот я и решил подобрать нечто подобное в нынешний автомобиль.

На радиорынке в Митино выбор подобных индикаторов очень широк, но для меня подошла только единственная модель, которая отображает текущее время и температуру одновременно, без переключения режимов. Покупал термометр в конце 1998 года по цене 380 рублей. В нем оказалось масса полезных и бесполезных функций: секунды, календарь, min/max температура, ice alert и тд. Была и подсветка, но ее пришлось переделывать — в сумерках цифры было видно плохо.

Индикатор работает на двух батарейках-таблетках, а подсветка дополнительно питается от прикуривателя. Один датчик температуры находится в корпусе, а другой — выводится наружу.

Инсталляция

Вырезал в заглушке соответствующее окно, примерил — отлично, индикатор на 1/3 выглядывает наружу. В дальнейшем закрепил его клеем-расплавом, прихватив изнутри корпус к основанию в трех местах.

ВАЗ 21093 :: Установка часов-термометра
Внешний вид часов-термометра при включенных габаритах. Слева — джойстик управления электрозеркалами.

Для питания подсветки решил сделать стабилизатор на ИС КР142ЕН5А. Можно было просто использовать стабилизатор тахометра на 10В (у меня венгерская панель приборов), но разбирать лишний раз козырек не было желания. Тем более что в дальнейшем я планировал делать подсветку рычагов печки, и тоже с применением стабилизатора напряжения.

ВАЗ 21093 :: Установка часов-термометра
В качестве соединителя использовал кусок разъема на 7 контактов. Места пайки залил клеем-расплавом.

Сначала увеличил яркость свечения двух штатных светодиодов, затем подпаял еще три дополнительно. Использовал маленькие импортные светодиоды зеленого свечения с прозрачной колбой (марку не знаю, покупал на рынке в Митино). Расположил их с боков индикатора, закреплял тем же клеем-расплавом, причем старался ось колбы совместить с осью стеклянной пластины индикатора. Номиналы резисторов подбирал так, чтобы обеспечить протекающий через каждый диод ток порядка 50 мА. Более подробно описывать операцию вживления доп. светодиодов не имеет смысла, т.к. кто знаком с паяльником, тот и сам разберется по ходу дела… Ну а кто с паяльником на «Вы», тому я не советую браться за это дело — спалить приборчик довольно легко. В таком случае можно лишь увеличить ток через штатные светодиоды до 25 мА , уменьшив номинал гасящего резистора.

ВАЗ 21093 :: Установка часов-термометра
Схема подключения стабилизатора питания подсветки. КРЕН можно использовать на 6В или 10В, изменив номиналы резисторов.
ВАЗ 21093 :: Установка часов-термометра
КРЕН с радиатором охлаждения. Внизу коробочка от фотопленки, в которой он и располагается… И неплохо там себя чувствует..

Стабилизатор КРЕН посадил на радиатор, но стационарно не стал закреплять его, а поместил узел в коробку от фотопленки с дырками. В дальнейшем я планирую подойти к этому вопросу более правильно и основательно…

Датчики

Датчик из корпуса пришлось вынести — от жары печки он показывал явную несуразицу. Место его расположение было подсказано мне Bug_099 (Virus)’ ом, но и оно далеко от идеала.

ВАЗ 21093 :: Установка часов-термометра
Синенький — внутрисалонный датчик температуры. Место неплохое, но там температура повышается медленнее, чем в салоне в целом.
ВАЗ 21093 :: Установка часов-термометра
Забортный датчик. Тепло от двигателя искажает температуру, только если авто долго стоит на месте. При движении не «врет»

Внешний датчик рекомендуют (по мануалу) располагать в районе петли передней двери. Летом это еще работает, но зимой… Стоит остановиться на минуту, как горячий воздух от глушителя с резонатором моментально нагреют датчик. Попробовав пару вариантов, прикрепил сенсор рядом с ЧЯ — вполне нормальное место. Проверено и летом и зимой. Ну если у кого есть на 100% правильное решение, то буду рад узнать о нем..

Работает данная конструкция у меня почти год, градусник точный (у собаки показывает температуру 39С), часы всегда перед глазами, ходят правильно. Да и внешний вид торпеды изменился в лучшую сторону… Рекомендую к повторению, особенно тем, кто страдает от отсутствия вольтметра в высокой панели приборов — на рынке масса индикаторов с такой опцией.

Сентябрь 2000


Противотуманные фары:
улучшая видимость…

Конечно же, в ФАКе достаточно освещена эта тема. Присутствуют исхема, и краткое описание. Но обсуждения и споры в конференции все-таки разгораются время от времени — какие фары купить, как правильно подключить, обязательно ли использовать реле и т.д. и т.п. Поэтому я решил описать свою версию инсталляции.

Вообще-то противотуманные фары (ПТФ) используются для улучшения видимости в тумане 🙂 Но в городе (в частности в Москве) туманы бывают не часто, поэтому имхо применение ПТФ диаметром 10-13 см совершенно нецелесообразно. Какие же фары выбрать? Тем более, что в продаже присутствует масса различных моделей …

Могу сказать про себя: ПТФ использую не для того, чтобы самому лучше видеть дорогу, а чтобы меня на дороге было лучше видно. Всем — и водителям, и пешеходам. В целом город освещен  неплохо, а немного выделить свой автомобиль в интенсивном потоке — очень даже полезно. Поэтому модель фар, место крепления и схема подключения выбирались именно из этих соображений.

Модель и размещение

Автомобиль с фарами «небелого» цвета выделяется в общем потоке. Его легче воспринимать, особенно периферийным зрением. Конечно, можно просто использовать ксеноновые лампы, их отлично видно издали. Но у них есть один большой недостаток — стоимость… Поэтому я предпочел выбрать маленькие ПТФ в виде «точечного светильника» — заметные, достаточно мощные, но не ослепляющие других водителей. Мне очень понравилось их нежное голубовато-синее свечение…

ВАЗ 21093 :: Установка ПТФ
Модель Satuga FL-966NB, производства Тайвань. Но эту модель сложно купить — видимо, устарела… Справа вверху можно разглядеть провода.

По всем правилам (достаточно обратить внимание на иномарки) ПТФ должны крепиться в нижней части бампера. Так и сделал, прикрутив кронштейн крепления штатными саморезами прямо к пластику бампера. Держится довольно прочно, фары при езде не дрожат.

Подключение с стороны салона

У меня высокая панель (ВП), поэтому проводка в салоне для ПТФ уже была. Свободные фишки под кнопку и лампочку болтались рядом с кнопками отопителя заднего стекла и задних ПТ фонарей. Оставалось лишь купить кнопку с соответствующей иконкой и желаемой подсветкой.

ВАЗ 21093 :: Установка ПТФ
Кнопку ПТФ вытащил, чтобы показать штатный провод с колодкой. Чтобы кнопки не болтались, посадочное место чуть-чуть промазал силиконовым герметиком

Схему подключения использовал штатную, за исключением цепи питания фар. Дело в том, что заводской вариант позволяет включать ПТФ (согласно Правилам ДД) только совместно с габаритами, либо с дальним/ближним светом. Согласен, но в этом случае ПТФ будут зажжены, если машина не заведена, а габариты включены.

Я частенько (даже днем) езжу с включенными ПТФ и габаритами. Иногда приходится останавливаться и покидать авто на короткое время. И бывает, что габариты оставляю включенными — для обозначения «сейчас приду», просто чтобы «подсветить» машину в темном месте, да мало ли причин… Так вот, в таких случаях ПТФ будут продолжать гореть, что совершенно недопустимо. Каждый раз щелкать кнопкой меня не устраивало, поэтому фары запитал от замка зажигания. Упрощенная схема разводки, которая реально нужна для монтажа, выглядит следующим образом:

ВАЗ 21093 :: Установка ПТФ
Разъем Ш1 ЧЯ находится со стороны салона, поэтому провод питания пришлось протягивать через заглушку гидрокорректора фар.

При использовании любой из этих схем на фары задействуются резервные предохранители в ЧЯ (F1и F2 на 7.5-8 А). Поэтому нецелесообразно ставить еще один дополнительный на питание +12В. Если же проводка со стороны салона отсутствует (низкая панель, к примеру), то совершенно необязательно что-то изобретать. Достаточно купить кнопку с фишкой, развести от нее провода согласно правой половине схемы и врезать на свободное место справа от кнопки включения обогревателя заднего стекла.

Если же нет желания ставить дополнительную кнопку, то вполне возможно воспользоваться кнопкой задних ПТФ. Для этого достаточно найти в ее фишке оранжево-черный провод и подключить его либо к разъему Ш4-19 ЧЯ, либо соединить с серым проводом фишки для кнопки передних ПТФ. Также можно вывести этот провод напрямую к контакту №86 реле. При подобном способе коммутации задние и передние ПТФ будут включаться одновременно.

Подключение с стороны моторного отсека

Плюсовые выводы ПТФ присоединил к сигнальным проводам через разъемы, а «земляные» провода подвел под винты, к которым крепятся провода массы основных фар. Стоит иметь в виду, что идущие к фарам провода должны соответствовать мощности ламп. В любом случае не стоит использовать провод менее 1,5 кв. мм. Провод питания (от №30 реле) лучше взять не менее 2,5 кв. мм. Все клеммы обжал и хорошенько пропаял.

ВАЗ 21093 :: Установка ПТФ
Лучше использовать реле с ушком для крепления. Клемму массы подложил под левую гайку крепления коммутатора.

Реле нужно применять обязательно — иначе штатная кнопка долго не протянет! Я использовал обычное, 4-х контактное реле со стандартной колодкой. Все клеммы разъемов, вставляющиеся в ЧЯ — «большие», кроме Ш8-17. Нужно обратить внимание, чтобы они были с «язычком» — фиксатором, иначе клеммы будут вываливаться из своих гнезд в фишках.

Регулировка фар

Я придерживался простого правила: световой пучок от ПТФ должен быть параллелен потоку света от основных фар. Подъехал к стене метра на два и добился того, чтобы световые пятна от противотуманок были ниже пятен основных фар настолько, насколько они одни фары ниже других. Как мне кажется, ПТФ вполне допустимо немного развести в стороны по горизонтали.

Было опасение, что мощные галогенки (100Вт), да еще расположенные снизу бампера, будут сильно греться и могут полопаться стекла. Фары действительно нагреваются, но за год эксплуатации подобные опасения не оправдались. Хотя, к примеру, на «Фелиции» растрескивание стекол противотуманок является совершенно официальным дефектом…

PS: С недавнего времени стали продаваться ПТФ похожего размера (есть круглые и квадратные корпуса), но с увеличительным стеклом — их еще называют «рыбий глаз». За счет оригинальной конструкции они излучают не обычный, а полукруглый пучок желтого света с четкой нижней границей. Довольно занятно…

Октябрь 2000

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.