Есть поговорка — «Еда должна быть французской, машина — немецкой, а жена — русской». Вот меня и пригласили покататься на 100% немецкой машине. Причем на выбор — либо трехдверка Audi RS5, либо седан S4. Все варианты неплохие, не правда ли?! И в одно из воскресений я покатался…Ух как душевно покатался, на следующий день вся тушка болела от нагрузок. Понятно, что это от неопытности — за один день сложно поймать состояние расслабленности на полигоне. Покатушками остался очень доволен. Однако по дороге домой выяснилось, что машина моя не едет… Ну.. по сравнению с тестовыми образцами.
Школа водительского мастерства Ауди в Яхроме
Обучение приемам грамотного и безопасного вождения автомобиля — штука практичная и полезная. Кто бы спорил… Вот и я в прошлом году прошел теоретико-тренажерную часть контр-аварийной подготовки в центре Цыганкова, а в конце этой зимы откатал зимнюю практику на льду. Были мысли получить свою порцию полезных навыков летом, на асфальте… И вот совсем недавно мне крупно повезло — по случаю меня записали на однодневный курс вождения от Ауди. Занятия проводились в подмосковной Яхроме, на базе Audi quattro® camp. Место мне хорошо известное, катался там не раз и не два на лыжах по зиме.
Как и все правильные мероприятия, курс начался с брифинга. По-простому — с лекции. Инструктор, помимо небольшого экскурса в историю Ауди в целом и Кваттро в частности, рассказал про предстоящее действо. Назвал наиболее типичные ошибки учеников, как их и избежать, как вести себя на полигоне и все такое прочее. Презентация мне понравилась — все четко и по делу, сразу видно, что над материалом поработали профи.
Про правильную посадку в автомобиле я слышал уже не один раз, поэтому вводная не вызвала никаких затруднений. Удобные сиденья, в меру агрессивные; наличие же электрического привода подтверждает премиальность представленного бренда. Руль и рулевая колонка похожи на шкодовские — ну еще бы, конюшня-то одна! Устроился поудобнее, отрегулировал кондиционер и вперед. В каждую машину определили по два водителя — один рулит, другой мотает на ус чужие ошибки и старается их избежать.
Начальный инструктаж: стараемся входить в поворот по внешнему радиусу, загружая передние колеса сбросом газа перед входом, стремимся к апексу и газ на прямых колесах к выходу. Классика. Так просто на картинке, однако из кабины автомобиля все выглядит не так прозаично. Как-то плохо я понимаю траекторию движения по конусам, при заездах на льду было что-то похожее… На первом упражнении нужно было проехать по змейке из трех пар конусов, обращая внимание на правильность траектории. Не разгоняться, ведь скорость придет сама, не следует форсировать события.
Затем инструктора поменяли расположение конусов, добавив к трем предыдущим, довольно ровным поворотам, еще штук пять мелких. Скорость на них приходилось сбрасывать, для чего перед медленным участком трассы был обозначен отрезок торможения. Задача в том, чтобы на нем сбросить скорость, тормозя правильно, то есть на прямых колесах… Как и на ледовом курсе, ошибка траектории у меня накапливалась и к концу трассы все труднее удавалось попадать в правильную кривую. Даже пришлось проехать один раз «под диктовку» — инструктор по рации проговаривал мои действия, мне же оставалось только выполнять. К концу упражнения понял следующее — целиться нужно центром машины во внешний конус и не запаздывать с поворотом руля. Как и на льду, заднее внутреннее колесо должно проехать как можно ближе ко внутреннему же конусу.
Следующее упражнение оказалось поинтереснее, потому как позволило прочувствовать всю мощь этого автомобиля. Максимальный разгон с места, резкое торможение в начале коридора, отпускаем педаль тормоза, объезжаем центральный конус, возвращаем машину на место и полный газ до следующей секции. Здесь нужно следить за собой — и торможение и разгон только на прямых колесах. Тормоз, руль, руль обратно, газ. В четкой последовательности.
Упражнение это застало меня в качестве пассажира. Ё-мое, как же эта «пятерка» разгоняется! Пять секунд до сотни — это очень круто. Реально вжимает в сиденье, мало не кажется! Напарник довольно резко крутил руль при объезде препятствия, но машина держалась на дороге как влитая, хотя системы ESP у всех автомобилей были отключены. Причем отключены полностью, а не наполовину, как на некоторых…
Ускорение в водительском кресле ощущается не так резко, потому как драйвер дополнительно держится за руль, да и просто психологически. Но все равно ощущения очень приятные — поражает необычайная легкость и ненапряжность набора скорости. Вообще создается впечатление, что так должен набирать скорость любой уважающий себя автомобиль, а не только что-то спортивно-элитарное… Уроки зимнего вождения не прошли для меня даром и тормозил я гораздо интенсивнее остальных: АБС трещала, как счетчик Гейгера на Фукусиме. Не знаю, как именно была настроена подвеска на автомобиле, но в первый момент показалось, что можно было бы и немного пожестче…
На заключительной части курса обучающимся была предоставлена прекрасная возможность продемонстрировать только что полученные навыки. Нас ждали мистер Эллипс, мистер Квадрат и госпожа «Тридцать три струи не считая мелких брызг». Начали с эллипса — на прямом участке интенсивно разгоняемся, смещаясь к внешней стороне дорожки. Затем торможение перед поворотом, разумеется, на прямых колесах, поворот руля и начинаем движение по полукругу, стараясь не менять угол установки колес. Машину нужно держать как можно ближе к внутренним конусам, причем, управляя ей исключительно педалью акселератора. Если машину выносит наружу — прикрываем газ, если несет внутрь, то открываем его. Вроде как просто звучит, но заставить себя НЕ крутить руль в такой ситуации совсем непросто… Однако, после нескольких кругов, движение стало получаться; при выходе с дуги, на прямом участке разгон порой был просто сумасшедший! Инструктор так и уговаривал по рации — » У вас же 330 лошадиных сил, не бойтесь, нажмите сильнее на газ!»
Почти то же самое на «квадрате». Для подсказки, на входе и выходе из поворота были поставлены маленькие конусы. Поэтому план был таков: на прямом участке разгоняемся, перед входом коротко тормозим, снижая скорость и загружая передние колеса, поворот руля, проходим как можно ближе к вершине поворота, на выходе ставим колеса прямо и полный газ до следующего поворота.
На заключительном упражнении инструкторы пытались смоделировать для нас внезапно появляющееся препятствие прямо перед капотом автомобиля! Идея такова — едем по коридору из конусов, скорость высокая. Если в середине коридора вдруг появляется НЕЧТО, то нужно успеть коротко оттормозиться и вырулить на соседнюю полосу. Если ничего не появляется перед машиной, то просто едем дальше. Собственно, тест на реакцию и правильное поведение водителя при объезде «сюрприза». Еще такое упражнение называют «переставкой», насколько я знаю.
Сначала на месте предполагаемого препятствия поставили конусы и нам приходилось их объезжать, немного сбросив скорость после интенсивного разгона. Затем наступило время Госпожи «Тридцать три струи…» Мы разгонялись, въезжали в коридор и тут на месте стоявших конусов вырастала водяная стена. Буквально за семь-десять метров до машины, точнее определить не получалось, особенно с места водителя. Мне удалось оба раза увернуться от воды и выполнить «переставку» в левый ряд. Очень показательное, и, главное, наглядное упражнение — даже на такой мощной полноприводной машине не так просто вовремя среагировать и ровно удержать машину на дороге под полным контролем.
На этом занятия в автошколе Ауди закончились. В течение одного дня получилось два раунда по два с лишним часа чистого времени на полигоне. Два раза нас покормили — очень прилично, я остался и сыт и доволен. И не переел, что гораздо более важно перед такой непростой физической(психофизической) активностью… Нам вручили памятные сертификаты и рекомендовали не останавливаться на достигнутом, а при случае закрепить навыки, пройдя другие курсы Ауди — как на полигоне в Яхроме, так и в поездках в Карелию и Ханты-Мансийск.
Конечно же, я остался очень доволен проведенным выходным днем. Первый раз на асфальтовом полигоне, да на полноприводной машине, да еще какой! Как-то раз мне довелось прокатиться на БМВ похожей мощности, но это был так, эпизод. Здесь же я фактически укатался до полного изнеможения.
Автомобиль, без сомнения, супер. Повторюсь: шестикотловый турбированный трехлитровый мотор, пневматическия подвеска, полный привод и пять секунд до сотни дают необычайную легкость при разгоне и торможении, идеальную управляемость, присутствует множество настроек… Кто бы сомневался, что такое авто приятно порадует самого требовательного водителя. Другое дело, чтобы раскрыть весь потенциал такой машины, нужно умело с ней обращаться. Учиться нужно… Мне — обязательно, хотя многие и на машинах покруче просто перемещаются из точки А в точку Б и всякие там «приемы вождения» даже в голову не берут. Таких миллионы, но это не наш подход… По крайней мере, не мой — точно!
PS: Вот пара видеофрагментов, заранее извиняюсь за плохое качество: